Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7137/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
а также Комиссии Управления в составе:
Начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Сологова,
при участии представителей ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО": Абясова Ш.Р., Тихонова Р.А.,, в отсутствие представителей Терехова Александра Валерьевича, уведомлены письмом Московского УФАС России от 23.06.2017 NМГ/30749/17,
рассмотрев жалобу Терехова Александра Валерьевича (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных по адресам: ул. Исаковского, д.28; Пятницкое шоссе, мкр 2, Пятницкое шоссе от д. 17 до д.23; ул. Твардовского между домами 21 к.2 и 19 к.2. (Закупка N 0373200067117000088) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.06.2017 NМГ/30749/17.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об аукционе и Извещении о проведении аукциона содержится противоречивая информация о месте выполнения работ.
В силу ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Комиссией Управления установлено, что в п.4 Информационной карты указано место выполнения работ: 125363 город Москва, проезд Строительный, дом 14А строение 1; в документации об аукционе: Место выполнения работ: 125363 город Москва, проезд Строительный, дом 14А строение 1. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием. Вместе с тем, в Техническом задании: Выполнение работ по благоустройству территорий, расположенных по адресам: ул. Исаковского, д.28; Пятницкое шоссе, мкр 2, Пятницкое шоссе от д. 17 до д.23; ул. Твардовского между домами 21 к.2 и 19 к.2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в документации об аукционе указано про условия выполнения работ в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием, в котором содержатся адреса выполнения работ, при этом в Информационной карте указан также адрес местонахождения непосредственно Заказчика.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления Заявителем в составе жалобы не представлены доказательства, каким образом данное описание объекта закупки вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об аукционе установлены противоречивые сроки выполнения работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация, а именно краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в извещении о проведении аукциона указан срок выполнения работ 96 календарных дней с момента заключения контракта; в п.4 Информационной карты установлен срок выполнения работ с 1 до 96 календарных дней с момента заключения контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.4 Информационной карты установлен срок выполнения работ с 01.05.2017 г до 31.07.2017 г. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием.
Вместе с тем, в п.8 Технического задания и проекте контракта определены сроки выполнения работ с даты заключения контракта по 25 августа 2017 г.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация содержит противоречивые и заведомо неисполнимые сроки выполнения работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные нарушения устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии применения в аукционной документации антидемпинговых мер.
Согласно п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Исполнение победителем аукциона данных положений ст.37 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено законодательством и не зависит от наличия в проекте контракта соответствующего положения. В случае предложения победителем аукциона цены контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта необходимо руководствоваться положениями ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 15 миллионов рублей.
При этом, Законом о контрактной системе не установлено требование о необходимости указания в аукционной документации сведений применении антидемпинговых мер в соответствии со ст.37 Закона о контрактной системе.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в том числе в части нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к необходимым для выполнения работ товарам, например, такие как:
п.п.7, 50, 54, 76, 94 "Смеси асфальтобетонные дорожные"; п.п.9, 41 "Битумы нефтяные дорожные жидкие"; п.п.29, 96 "Плиты бетонные тротуарные (брусчатка); п.34 "Смеси асфальтобетонные дорожные"; п.43 "Растворы строительные"; п.47 "Плиты бетонные тротуарные (тактильные)"; п.п.66, 78 "Эмульсии битумные"; п.79 "Провод соединительный; п.91, 97 "Саженцы декоративных кустарников".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Так, например, согласно ГОСТ 26869-86 "Саженцы декоративных кустарников. Технические условия" реализация саженцев, кустарников сопровождается паспортом, в котором указываются Номер партии, Назначение саженцев, Порода, Группа саженцев, Товарный сорт, Количество саженцев, Дата выкопки, Дата отправления. Таким образом, количество скелетных ветвей является избыточным требованием и значение по данному параметру не может быть известно на момент подготовки заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные нарушения устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
5. По мнению Заявителя инструкция по заполнению содержит неправомерные положения в части чтения слов и символов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что инструкция по заполнению первых частей заявки содержит следующие положения:
- Символ "<", "не " -участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
- Символ "" -означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
- Символ ">", "не " -участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
- Символ "" -означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что для предоставления всех перечисленных значений, требования к которым установлены документацией об аукционе, предусмотрено несколько различных положений инструкции, а также установлено различное значение для условных обозначений, имеющих один и тот же смысл, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные нарушения устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
6. Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об аукционе установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- п.10 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)": Длина должна быть не более 6.5 но от 5, не > 4 но от 2 м.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что данные нарушения устранены путем внесения изменений в аукционную документацию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указанным образом.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Терехова Александра Валерьевича на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, а также положений инструкции и противоречивых сроков выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.2 ст.42, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как Заказчиком выявленные нарушения устранены самостоятельно путем внесения изменений в аукционную документацию.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А.(495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 июня 2017 г. N 2-57-7137/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017