Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 июня 2017 г. N 130/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок
при участии сторон:
1. Муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел капитального строительства" (далее - МКУ "ОКС")
2. В отсутствие заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
при ведении аудиозаписи заседания комиссии,
рассмотрев жалобу N 130/КС ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей (закупка N 0380300008317000015), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 22.06.2017 года входящий N 4248 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей (закупка N 0380300008317000015).
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.
1. На закупку N 0380300008317000015 не распространяется действие Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Однако в извещении о проведении аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки, которые заказчик не вправе был устанавливать.
2. Дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.06.2017 года. Однако пункт 27 Информационной карты при этом устанавливает дату окончания срока предоставления разъяснений - 16.06.2017 г. Таким образом, заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений и нарушил положения части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. В техническом задании содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности (вата минеральная "ISOVER").
На основании изложенного, заявитель просит:
- рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом срок;
- дать оценку правомерности действий Заказчика;
- признать жалобу обоснованной;
- выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
В адрес антимонопольного управления 27.06.2017 года вх. N 4369 поступил пакет документов от муниципального заказчика, а также на рассмотрении жалобы по существу представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 26.05.2016 г. по делу N А56-52825/2015 сформулировал правовую позицию, согласно которой обжаловать в антимонопольный орган содержание документации о закупке имеют право только лица, подавшие заявку на участие в торгах. Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Далее заказчик делает ссылки на положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции), и отмечает, что податель жалобы - ООО "Перспектива" заявку на участие в аукционе не подавало, тем самым, его интересы и права не нарушены.
Вместе с тем, по доводам жалобы заказчик изложил свою позицию:
- юрисконсультом учреждения при формировании извещении была допущена техническая ошибка - нажата вкладка- "дополнительные требования" ошибочно, установлены дополнительные требования. В связи с теми обстоятельствами, что в день формирования извещения по спорной закупке формировались еще несколько извещений, в том числе на сумму, превышающую 10 000 000 рублей, при которой необходимо было установление дополнительных требований. Между тем, в аукционной документации данные требования отсутствуют.
Кроме того, подателя жалобы никто не лишал права направить запрос о даче разъяснений аукционной документации, как это делают лица, изъявившие желание участвовать в торгах, когда содержание разделов документации не совсем понятно.
- так как дата окончания подачи заявок 22.06.2017 г. - четверг, запрос и ответ должен поступить не позднее 18.06.2017 г, а это приходится выходным днём, следовательно, ответ должен быть получен в воскресенье, что также является выходным днём. На основании данных обстоятельств срок окончания дачи разъяснений 16.06.2017 г., то есть пятница.
- слово "ISOVER" как таковое, товарным знаком в понятии ГК РФ не является, а определяют широкую группу товара и понимается, соответственно, как строительный материал. В данном случае, документация содержит указание на материал "ISOVER", но не на товарный знак, индивидуализирующий сам товар. Данный материал определяет физико-технические параметры, рассчитанные для теплоизоляции трубопроводов, более того, необходимые для объективных потребностей заказчика. Материал определён локально-сметным расчётом территориальной расценкой ТССЦ-104-0519 (приказ правительства РХ от 26.06.2015 N 090 -136П)
Кроме того, установление данного требования в техническом задании не повлияло на результаты рассмотрения заявок на участие в торгах, тем более на интересы ООО "Перспектива", не подававшего заявку на участие в аукционе.
Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы по существу, поддержали доводы, указанные в письменных пояснениях, и просили отказать ООО "Перспектива" в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кроме того, руководителем МКУ "ОКС" на рассмотрении жалобы заявлено ходатайство с просьбой к комиссии Хакасского УФАС России о совершении действий, направленных на заключение муниципального контракта, поскольку электронный аукцион на ремонт тепловых сетей проводился в рамках государственной программы Республики Хакасия "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2012 - 2015 годы и на перспективу до 2020 г." и в настоящее время тепловые сети МО г.Черногорска находятся в аварийном состоянии, отсутствие ремонта или перенос сроков проведения работ на более поздний период приведет к срыву начала отопительного периода, что в свою очередь приведет к социальной напряженности и возникновению чрезвычайной ситуации.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 130/КС в полном объеме.
В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
06.06.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСт" размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, сметы) о проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей (закупка N 0380300008317000015).
Начальная (максимальная) цена контракта 7 535 400,00 рублей.
Заказчиком электронного аукциона является МКУ "ОКС".
Документация об аукционе утверждена руководителем МКУ "ОКС".
Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.06.2017 N0380300008317000015-1 по окончании срока подачи заявок было подано 2 (две) заявки, которые признаны комиссией заказчика соответствующими требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Протоколом проведения электронного аукциона от 26.06.2017 N0380300008317000015-2 зафиксированы следующие последние ценовые предложения участников электронного аукциона:
Номер заявки |
Дата и время подачи предложения |
Признак ценового предложения |
Предложенная цена, российский рубль |
Номер заявки |
1 |
26.06.2017 14:48 |
Понижение |
6 932 568,00 |
26.06.2017 14:48 |
2 |
26.06.2017 14:40 |
Понижение |
6 970 245,00 |
26.06.2017 14:40 |
На момент рассмотрения настоящей жалобы, протокол подведения итогов электронного аукциона заказчиком не сформирован, на официальном сайте ЕИС в сфере закупок не размещен.
1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
При этом, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В целях реализации требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление Правительства N 99), в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к названному постановлению к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
В извещении о проведении электронного аукциона от 06.06.2017 N0380300008317000015, в требованиях к участникам заказчиком установлено:
"Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) у участника должен быть иметь необходимый опыт исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка 14. Документами, подтверждающими опыт исполнение являются: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе (в соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99)".
Принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 535 400,00 рублей, требования Постановления Правительства N 99 в данном случае не применимы, и установление дополнительных требований к участникам закупки о предоставлении документов, подтверждающих наличие у участника закупки соответствующего опыта работ - необоснованно.
Таким образом, заказчик нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части установления в Извещении о проведении электронного аукциона от 06.06.2017 N 0380300008317000015 требований к участникам закупки в нарушение требований действующего законодательства.
Вышеуказанные неправомерные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 27 информационной карты аукционной документации указано:
Дата начала предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе - 08.06.2017 г.
Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе -16.06.2017 г.
При этом, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - до 22 июня 2017 г. 17:00 (пункт 31 информационной карты аукционной документации).
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
То есть, если запрос поступит 18.06.2017 г. (за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе), то заказчик в течение двух дней размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, то есть 19-20.06.2017 г.
Следовательно, датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе следует считать 20.06.2017 г.
В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В описании объекта закупки N 0380300008317000015 содержится указание на товарный знак "ISOVER" (без слов "или эквивалент"), зарегистрированный Федеральной службой по интеллектуальной собственности за номером 80516, что говорит о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вышеуказанные действия заказчика - МКУ "ОКС" содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеперечисленного, в ходе рассмотрения жалобы по существу, доводы заявителя нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 130/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
По результатам проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.
1. Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В требования к участникам закупки (пункт 25 информационной карты аукционной документации), а также в требованиях к содержанию и составу заявки (пункт 29 информационной карты аукционной документации) указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе:
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
9) декларацию о том, что работы (услуги), не оказываются организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик установил требование о представлении участником в составе заявки документов, подтверждающих право участника такого аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе в сфере закупок (поскольку преимуществ организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы по данной закупке заказчиком не установлено), а также декларации соответствии участника закупки требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457.
Согласно совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.04.2016 N 12589-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 N АЦ/28993/16 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики" (ссылка на которое указана в пункте 10 информационной карты аукционной документации), соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Вместе с тем, в дальнейшей работе заказчику следует учитывать, что в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 с 10.06.2017 года утратило силу.
2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Пунктом 13.1 проекта муниципального контракта, предусмотрено, что настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания настоящего контракта и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, то есть окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 13.1 проекта муниципального контракта, данный срок не определен, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является со стороны заказчика нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки N 0380300008317000015 является ремонт тепловых сетей.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень), утвержден Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Виды работ, указанные в ведомостях объемов работ (часть технического задания аукционной документации по закупке N 0380300008317000015) включены в Перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В пунктах 25 и 29 информационной карты аукционной документации указано, что участник должен представить копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства (генподряд) или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, Согласно Приказу Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 раздел N18. "Устройство наружных сетей теплоснабжения" или свидетельство о допуске к работам по организации строительства (генподряд), согласно Приказу Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 раздел N 33.5. "Объекты теплоснабжения", входящему в группу 33: "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
В нарушение пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком установлено требование к участникам закупки в части предоставления в составе заявки копии свидетельства СРО с указанием на конкретный вид работ, поскольку в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, участнику следует представить исключительно свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства.
Вместе с тем, в дальнейшей работе заказчику следует учитывать, что в связи с изданием Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 01.07.2017 года допуски СРО действовать не будут.
Вышеуказанные действия муниципального заказчика - МКУ "ОКС" (пункты 1-3 внеплановой проверки) содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В извещении о проведении электронного аукциона от 06.06.2017 N0380300008317000015 отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок (копия свидетельства СРО), что является со стороны заказчика - МКУ "ОКС" нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункта 3.35 Административного регламента, в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем, решено выдать предписание об устранении таких нарушений.
В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66, части 3 статьи 96, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106, части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия муниципального заказчика - МКУ "ОКС" при проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей (закупка N 0380300008317000015) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика - МКУ "ОКС" нарушившим пункт 1 части 1 и часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 4 статьи 65, часть 6 статьи 66, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Муниципальному заказчику - МКУ "ОКС" и его комиссии, а также оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 июня 2017 г. N 130/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017