Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 июня 2017 г. N 196
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
- Самар Л.В. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
- Абрамова Е.А. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
|
- Чиняева Н.В.
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
в отсутствии представителей,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и материалы дела N 7-1/329,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту крыши здания Фрунзенского районного суда, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23а (N 0320100020717000138).
Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:
1) заказчиком неправомерно установлено требование о наличие у участника закупки свидетельства СРО по пунктам 2.1, 9.2, 11.1, 13.1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";
2) заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
3) при описании объекта закупки по пунктам 14 и 20 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации, заказчик устанавливает требования к материалам, несоответствующие ГОСТу 18288-87;
4) при описании объекта закупки по пунктам 66, 70, 73, 75, 82, 86 и др. раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации, заказчиком установлены излишние требования к химическому составу и (или) компонентам товара, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
5) при описании объекта закупки по пунктам 3, 4, 11, 12, 14, 19, 20, 21, 31, 42, 52, 93, 95 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации, заказчиком установлены избыточные требования к пиломатериалам, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Извещение N 0320100020717000138 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.05.2017.
Актуальные изменения извещения о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 26.05.2017
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 461 064,34 рубля.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.06.2017, на участие в электронном аукционе поступили 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими положениям аукционной документации.
В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 7-1/329, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Объектом закупки является выполнение подрядных работ по капитальному ремонту крыши здания Фрунзенского районного суда, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23а.
Пунктом 26 аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно установлено, что лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
Часть III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
- п. 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
- п. 9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой;
- п. 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций (деревянные конструкции);
-п. 13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов.
В соответствии с примечанием к части III Перечня виды и группы работ, отмеченные <*> требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Здание Фрунзенского районного суда, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23а не относится к объектам, перечисленным в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Ввиду чего, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе относительно неправомерного установления требований к участникам закупки о наличие свидетельства СРО по пунктам 2.1, 9.2, 11.1, 13.1 Перечня.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Исходя из анализа аукционной документации определено, что здание Фрунзенского районного суда, расположенное по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23а является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации. Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее - Постановление N 99), при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
При этом, в силу Постановления N 99, к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
- наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно Постановлению N 99 участнику закупки необходимо представить следующие документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании;
- перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) или на ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, с указанием его производственных мощностей в сутки, сформированный в зависимости от вида работ;
- копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование, необходимое для производства закупаемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом конкурса, аукциона (при наличии указанных объектов в собственности), или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, подтверждающих факт передачи такого оборудования участнику закупки, а также копии иных документов, подтверждающих факт наличия оборудования у участника закупки на ином законном основании.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, что нарушает положения ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 14 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации заказчиком установлены требования к толщине бруска обрезного хвойных пород: 150 мм и более. При этом в данном пункте указано, что номинальные размеры и предельные отклонения от номинальных размеров должны соответствовать ГОСТ 18288-87.
Согласно пункту 20 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации заказчиком установлены требования к толщине бруска обрезного хвойных пород: 100, 125 мм. При этом в данном пункте указано, что номинальные размеры и предельные отклонения от номинальных размеров должны соответствовать ГОСТ 18288-87.
Пунктом 20 таблицы 1 ГОСТа 18288-87 установлены следующие характеристики бруска: пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, установленные заказчиком требования в пунктах 14 и 20 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации к толщине бруска обрезного хвойных пород не соответствует требованиям ГОСТа 18288-87.
Ссылка заказчика в мотивированном отзыве по существу жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на то, что требования к материалам выставлены в соответствии с ТЕР10-01-010-01 (п. 14 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации), ТЕР10-01-002-01 (п. 20 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации) является несостоятельной, так как указанные Территориальные сборники сметных цен не являются техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а относятся к документам, определяющим цену того или иного товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличие в действиях заказчика нарушений п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пунктах 66, 70, 73, 75, 82, 86 и др. раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации заказчиком установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товара, используемого при выполнении работ по капитальному ремонту крыши здания.
Например, пунктом 66 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены требования к содержанию в наплавленном металле серы не более 0,040%, фосфора не более 0,045%.
Пунктом 82 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены требования к массовой доле легколетучих углеводородов не более 0,020%; массовой доле коагулюма не более 0,10%; массовой доле сухого вещества не менее 47%; массовой доле незаполимеризованного стирола не более 0,08%.
Пунктом 86 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены требования к нерастворимому осадку не более 3,0%; оксиду серы не более 3,0%.
Таким образом, аукционной документацией помимо требований к конкретным показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены требования к химическому составу и компонентам товара, показателям технологии производства, испытаниям товара, и иным показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Ввиду чего, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, установившего в аукционной документации требования к товарам, используемым при выполнении работ, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктами 3, 4, 11, 12, 14, 19, 20, 21, 31, 42, 52, 93, 95 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены требования к порокам и дефектам древесины.
Например, пунктом 3 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены следующие требования: сучки здоровые, пластевые и ребровые кромочные, допускаются в размере не более 1/2 доли ширины стороны, в количестве не более. Сучки частично сросшиеся, пластевые и ребровые кромочные допускаются в размере не более 1/3 доли ширины стороны, в количестве не более. Загнившие гнилые и табачные не допускаются. Трещины неглубокие, пластевые и кромочные, допускаются не более 1/3 доли длины материала. Трещины пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец - допускаются длиной, не более 200 мм
Пунктом 93 раздела "Требования к характеристикам применяемых в ходе работ материалов" аукционной документации установлены следующие требования: сучки здоровые, пластевые и ребровые кромочные, допускаются в размере не более 1/2 доли ширины стороны, в количестве не более Сучки частично сросшиеся, пластевые и ребровые кромочные допускаются в размере не более 1/3 доли ширины стороны, в количестве не более. Загнившие гнилые и табачные не допускаются. Трещины неглубокие, пластевые и кромочные, допускаются не более 1/3 доли длины материала.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что при подготовке заявки на участие в электронном аукционе потенциальные участники лишены достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины. Значения показателей качества древесины пиломатериалов (характеристики) можно определить только при изготовлении конкретной партии. Однако Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений.
Ввиду чего, действия заказчика противоречат требованиям п. 1. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту крыши здания Фрунзенского районного суда, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 23а (N 0320100020717000138), обоснованной;
2. Признать заказчика - Управление Судебного департамента в Приморском крае нарушившем требование ч. 4 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - Управлению Судебного департамента в Приморском крае предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
Л.В. Самар |
Члены Комиссии: |
Е.А. Абрамова |
|
Н.В. Чиняева |
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его оглашения в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 20 июня 2017 г. N 196
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017