Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 июня 2017 г. N 05-02/188Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 03 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Продвектор" (далее также - заявитель, общество) - представитель по доверенности Вербицкий В.В.,
от заказчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Колокольчик" (далее также - МДОУ "Детский сад "Колокольчик", заказчик) - заведующий Козлова Л.Ф.,
от уполномоченного органа - муниципального учреждения "Центр обеспечения функционирования муниципальных образовательных учреждений города Переславля-Залесского" (далее также - МУ "ЦОФ", уполномоченный орган) - директор Дурынина Л.К., представитель по доверенности Талалаев В.Н.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" (далее также - аукционная комиссия заказчика) - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000020) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000020) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала ему (участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя с использованием слова "до" означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 1 "Творог классический" наименование показателя "Массовая доля влаги" установлено максимальное значение "до 73%" участником предложено равное значение "73 %", что не соответствует требованиям документации.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя с использованием слова "от" означает требование значения превышающего указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 3 "Сыр твердый" наименование показателя "Активная кислотность рН" установлено максимальное значение "до 5,7" участником предложено равное значение "5,7", что не соответствует требованиям документации".
Заявитель не согласен с решением аукционной комиссии заказчика, поскольку считает, что предлагаемые им к поставке товары (как "Творог классический", так и "Сыр твердый") полностью соответствуют потребностям заказчика, а также требованиям указанных в документации об электронном аукционе государственных стандартов.
Таким образом, ООО "Продвектор" считает, что аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в данном аукционе, тем самым нарушила часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с чем общество просит признать жалобу обоснованной и выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, в которых просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МУ "ЦОФ" - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 06.06.2017 размещено извещение N 0371300138817000020 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Заказчиком выступило МДОУ "Детский сад "Колокольчик".
Начальная (максимальная) цена контракта - 144 732,20 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" и инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику требовались к поставке, в числе прочих, товары (молочная продукция) по позициям N 1 "Творог классический" и N 3 "Сыр твердый", в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования к упаковке товара | |||||||
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки |
Единицы измерения |
1 |
Творог классический |
|
|
|
500 |
|
кг |
|
|
Массовая доля жира |
не менее 5,0 |
не более 9,0 |
|
|
% |
|
|
Массовая доля влаги |
|
до 73 |
|
|
% |
|
|
Соответствие |
|
|
ГОСТ 31453-2013 Творог. Технические условия. |
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О |
|
|
|
|
|
|
|
безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) |
|
|
3 |
Сыр твердый |
Количество |
|
|
70 |
|
кг |
|
Сорт |
|
|
высший сорт не острых сортов |
|
- |
|
|
Активная кислотность pH |
от 5,15 |
до 5,7 |
|
|
- |
|
|
|
Соответствие |
|
|
ГОСТ Р 52686-2006 Сыры. Общие технические условия. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) |
|
|
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) (далее - инструкция) участник указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе с учетом соответствия и взаимосвязи показателей между собой и ГОСТ, требования на соответствие товаров которым определены в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Заказчик задает предельные минимальные и максимальные значения показателей для товаров, материалов и конструкций путем установления значений в столбце "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, соответственно.
При этом согласно инструкции указание заказчиком значения показателя, в том числе с использованием слов "не менее", "не более", означает требование значение, превышающего / не превышающего или равного указанному; указание заказчиком значения показателя с использованием слов "более", "больше", "выше", "свыше", "св.", "от" "превышает" означает требование значения превышающего указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается; указание заказчиком значения показателя с использованием слов "менее", "меньше", "ниже", "до" означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что участником закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) в составе первой части заявки представлена таблица, в которой указаны предлагаемые им к поставке товары (молочная продукция) по позициям N 1 и N 3, в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования к упаковке товара |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
|||||||
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
|
|
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки |
Единицы измерения |
||
1 |
Творог классический |
|
|
|
500 |
|
кг |
Отсутствует |
Россия |
|
|
Массовая доля жира |
|
|
|
9 |
% |
|
|
|
|
Массовая доля влаги |
|
|
|
73 |
% |
|
|
|
|
Соответствие |
|
|
ГОСТ 31453-2013 Творог. Технические условия. Технические условия, ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) |
|
|
|
|
3 |
Сыр твердый |
Количество |
|
|
70 |
|
кг |
Отсутствует |
Россия |
|
|
Сорт |
|
|
высший сорт неострых сортов |
|
- |
|
|
|
|
Активная кислотность pH |
|
|
|
5,7 |
- |
|
|
|
|
Соответствие |
|
|
ГОСТ Р 52686-2006 Сыры. Общие технические условия. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) |
|
|
|
|
Таким образом, участник закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) предлагает к поставке товары (молочная продукция) по позициям N 1 и N 3 с характеристиками, отличающимися от заявленных заказчиком:
- заказчику по позиции N 1 требовался "Творог классический", в том числе со следующей характеристикой: для творога с массовой долей жира от 5 до 9 % (включительно) массовая доля влаги - до 73 % (не включая 73, согласно инструкции); участник закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) предложил к поставке "Творог классический" с массовой долей жира 9 % и массовой долей влаги - 73 %;
- заказчику по позиции N 3 требовался "Сыр твердый", в том числе со следующей характеристикой: активная кислотность pH - от 5,15 до 5,7 (не включая 5,15 и 5,7, согласно инструкции); участник закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) предложил к поставке "Сыр твердый" с активной кислотностью pH - 5,7.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0371300138817000020 от 19.06.2017 аукционной комиссией заказчика было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2) по следующим основаниям:
"Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя с использованием слова "до" означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 1 "Творог классический" наименование показателя "Массовая доля влаги" установлено максимальное значение "до 73%" участником предложено равное значение "73 %", что не соответствует требованиям документации.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя с использованием слова "от" означает требование значения превышающего указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 3 "Сыр твердый" наименование показателя "Активная кислотность рН" установлено максимальное значение "до 5,7" участником предложено равное значение "5,7", что не соответствует требованиям документации".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что аукционная комиссия заказчика - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" - правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 2).
Вместе с тем, заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе для товара (молочная продукция) по позиции N 1 "Творог классический", помимо конкретных показателей, установлено обязательное требование о его соответствии ГОСТ 31453-2013 "Творог. Технические условия" (далее - ГОСТ 31453-2013).
Обратившись к данному государственному стандарту, Комиссия установила, что ГОСТ 31453-2013 распространяется на упакованный в потребительскую тару творог, изготовляемый из коровьего молока и / или молочных продуктов, предназначенный для непосредственного использования в пищу.
Согласно пункту 5.1.3 раздела 5 "Технические требования" ГОСТ 31453-2013 по физико-химическим показателям продукт должен соответствовать нормам, установленным данным ГОСТ, в том числе: массовая доля влаги, % - не более - 73,0 (то есть 73,0 % и менее, включая 73,0).
Однако, из положений инструкции, установленной заказчиком в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, следует, что при указании участниками закупки в первой части заявки конкретных показателей предлагаемых к поставке товаров (молочная продукция), при описании которых заказчиком использовано, в том числе слово "до", конкретным значением в данном случае является любое значение до 73,0, кроме установленного заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе максимального значения (то есть кроме 73,0 % для показателя "массовая доля влаги" товара "Творог классический"), что в свою очередь противоречит требованиям указанного государственного стандарта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) установлена заказчиком необъективным, противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Кроме того, в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе для товара (молочная продукция) по позиции N 3 "Сыр твердый", помимо конкретных показателей, установлено обязательное требование о его соответствии ГОСТ Р 52686-2006 "Сыры. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52686-2006).
Обратившись к этому государственному стандарту, Комиссия установила, что последний распространяется на сыры, предназначенные для непосредственного употребления в пищу или дальнейшей переработки. Однако данный стандарт не определяет нормативы для показателя "активная кислотность".
Установлено, что диапазон изменений активной кислотности сыра определяется по ГОСТ 32892-2014 "Молоко и молочная продукция. Метод измерения активной кислотности" (далее - ГОСТ 32892-2014), в соответствии с которым показатель "активная кислотность рН" для твердого сыра должна составлять - от 3 до 8 включительно, однако, заказчиком установлено "от 5,15 до 5,7", тем самым не включены все возможные значения показателя от 3,0 до 5,15 и от 5,7 до 8,0 включительно.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик при описании объекта закупки не использовал установленные действующим ГОСТ 32892-2014 требования к показателю "активная кислотность рН", он должен был включить в документацию об электронном аукционе обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе, например, по минимальной и по максимальной границам значений показателей) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000020) такое обоснование, заказчик допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 7.1 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта установлено, что до подписания контракта поставщик обязан представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет заказчика.
Способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных способов поставщик определяет самостоятельно. В случае если поставщик в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрал внесение денежных средств и если поставщик исполнил взятые на себя по контракту обязательства надлежащим образом, заказчик вправе возвратить ему денежные средства в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика (пункт 7.2 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта).
Из приведенной нормы закона (часть 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) следует, что по итогам исполнения контракта заказчик обязан вернуть поставщику денежные средства, внесенные последним в качестве обеспечения исполнения контракта, при этом в проекте контракта должен быть указан срок осуществления такого возврата.
Однако из положений проекта контракта в данном случае не следует того, что денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта (при условии надлежащего исполнения контракта) будут ему возвращены заказчиком (то есть заказчиком предусмотрено лишь право осуществить такой возврат, но не обязанность, как того требует законодательство о контрактной системе в сфере закупок), что, соответственно, является нарушением со стороны заказчика части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 6 "Обеспечение исполнения контракта. Информация о банковском сопровождении контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе срок обеспечения исполнения контракта - с момента заключения контракта по 01.03.2017.
Пунктом 7.1 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта установлено, что до подписания контракта поставщик обязан представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет заказчика <_> на период с момента заключения контракта по 01.03.2018.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что требование к сроку предоставления обеспечения исполнения контракта установлено заказчиком в документации об электронном аукционе противоречивым, необъективным образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки, что, соответственно, является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 15 "Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе предусмотрена возможность одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.
Однако в разделе 13 "Заключительные положения" проекта контракта указано следующее:
"13.2. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
13.3. Односторонний отказ от исполнения контракта 13.4. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что информация о возможности одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок установлена заказчиком противоречивым, необъективным образом, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки, что, соответственно, является нарушением пункта 12 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молочных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000020) необоснованной;
2. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" - нарушившим часть 27 статьи 34, пункты 1, 2, 8, 12 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Выдать заказчику - МДОУ "Детский сад "Колокольчик" - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 июня 2017 г. N 05-02/188Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017