Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2017 г. N 05-02/191Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Продвектор" (далее также - заявитель, общество) - представитель по доверенности Вербицкий В.В.,
от заказчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Светлячок" (далее также - МДОУ "Детский сад "Светлячок", заказчик) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заказчика,
от уполномоченного органа - муниципального учреждения "Центр обеспечения функционирования муниципальных образовательных учреждений города Переславля-Залесского" (далее также - МУ "ЦОФ", уполномоченный орган) - директор Дурынина Л.К.,
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя оператора,
рассмотрев жалобу ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Светялчок" (далее также - аукционная комиссия заказчика) - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мяса и мясных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000034) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Светлячок" - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мяса и мясных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000034) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, аукционная комиссия заказчика неправомерно отказала ему (участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5) в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
"несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, и документации об электронном аукционе раздела 2 "Описание объекта закупки" пункт 4, а именно: согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя отрицательного числа с использованием слова "до" означает требование значения менее указанного (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 1 "Мясо говядина" наименование показателя "Температура в толще продукта" установлено максимальное значение "до минус 10 °С" участником предложено значение "минус 8 °С", что не соответствует требованиям документации".
Также в своей жалобе заявитель указывает на то, что заказчик при описании объекта закупки, в частности, указывая "Наименование товара", употребил излишний объем текста, указав в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе следующее:
N 1 "Мясо говядина. Соответствие ГОСТ Р 54754-2011 "Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия"; Технический регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)",
N 2 "Цыпленок бройлерный охлажденный. Соответствие ГОСТ Р 52306-2005 "Мясо птицы (тушки цыплят, цыплят-бройлеров и их разделанные части) для детского питания. Технические условия"; Технический регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013)",
при этом далее раскрыв характеристики товаров, необходимых к поставке, которые полностью повторяют требования указанных государственных стандартов.
Данные требования, по мнению заявителя, являются излишними, поскольку он, как участник закупки, подавая заявку на участие в закупке, автоматически выражает свое согласие поставить товар, который соответствует всем техническим и качественным характеристикам указанных стандартов.
Таким образом, на основании вышеизложенного ООО "Продвектор" просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, в которых просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Представитель уполномоченного органа также не согласен с доводами жалобы, просит признать ее необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МУ "ЦОФ" - в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 08.06.2017 размещено извещение N 0371300138817000034 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мяса и мясных продуктов на 2 полугодие 2017 года вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта.
Заказчиком выступило МДОУ "Детский сад "Светлячок".
Начальная (максимальная) цена контракта - 584 827,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" и инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику требовался к поставке, в числе прочих, товар (мясная продукция) по позиции N 1 "Мясо говядина", в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования к упаковке товара | |||||||
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки |
Единицы измерения |
1 |
Мясо говядина Соответствие ГОСТ Р 54754-2011 Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) |
Количество |
|
|
1100 |
|
кг |
Полуфабрикат |
|
|
замороженный |
|
- |
||
Температура в толще продукта |
|
до минус 10 |
|
|
°С |
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) (далее - инструкция) участник указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе с учетом соответствия и взаимосвязи показателей между собой и ГОСТ, требования на соответствие товаров которым определены в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Заказчик задает предельные минимальные и максимальные значения показателей для товаров, материалов и конструкций путем установления значений в столбце "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, соответственно.
При этом согласно инструкции указание заказчиком значения показателя отрицательного числа с использованием слов "менее", "меньше", "ниже", "до" означает требование значения менее указанного (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что участником закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5) в составе первой части заявки представлена таблица, в которой указаны предлагаемые им к поставке товар (мясная продукция) по позиции N 1, в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования к упаковке товара |
Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
|||||||
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
|
|
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки |
Единицы измерения |
||
1 |
Мясо говядина Соответствие ГОСТ Р 54754-2011 Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) |
Количество |
|
|
1100 |
|
кг |
Отсутствует |
Россия |
|
|
Полуфабрикат |
|
|
замороженный |
|
- |
|
|
|
|
Температура в толще продукта |
|
|
|
минус 8 |
°С |
|
|
Таким образом, участник закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5) предлагает к поставке товар (мясная продукция) по позиции N 1 с характеристиками, отличающимися от заявленных заказчиком: заказчику требовалось "Мясо говядина", в том числе со следующей характеристикой: температура в толще продукта - до минус 10 °С (где "минус 10 °С" - максимальное значение показателя, следовательно, в данном случае требовалось указать любое значение температуры, которое меньше минус 10 °С, например, минус 11 °С, минус 12 °С и так далее); участник закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5) предложил к поставке "Мясо говядина" с температурой в толще продукта равной минус 8 °С.
В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (N извещения 0371300138817000034) от 21.06.2017 аукционной комиссией заказчика было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5) на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
"несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013, и документации об электронном аукционе раздела 2 "Описание объекта закупки" пункт 4, а именно: согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе указание заказчиком значения показателя отрицательного числа с использованием слова "до" означает требование значения менее указанного (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается. В пункте 1 "Мясо говядина" наименование показателя "Температура в толще продукта" установлено максимальное значение "до минус 10 °С" участником предложено значение "минус 8 °С", что не соответствует требованиям документации".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что аукционная комиссия заказчика - МДОУ "Детский сад "Светлячок" - правомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Продвектор" (порядковый номер заявки N 5).
В соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Из извещения о проведении электронного аукциона N 0371300138817000034, размещенного заказчиком в единой информационной системе, следует, что сроком окончания подачи заявок на участие в данном аукционе является 19.06.2017 09:00.
Жалоба подана ООО "Продвектор" 22.06.2016 (то есть по истечении установленного для подачи заявок на участие в аукционе срока).
Таким образом, на основании изложенного довод жалобы на положения документации об электронном аукционе относительно того, что описание объекта закупки сформировано заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией не рассматривается на основании части 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки данной закупки Комиссией установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 4 "Краткое изложение условий контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка мяса и мясных продуктов на 2 полугодие 2017 года. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 18 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" и инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона".
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчику требовался к поставке, в числе прочих, товар (мясная продукция) по позиции N 1 "Мясо говядина", в том числе со следующими характеристиками:
Функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования к упаковке товара | |||||||
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Минимальные значения показателей |
Максимальные значения показателей |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, предлагаемые участником закупки |
Единицы измерения |
1 |
Мясо говядина Соответствие ГОСТ Р 54754-2011 Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) |
Количество |
|
|
1100 |
|
кг |
Полуфабрикат |
|
|
замороженный |
|
- |
||
Глубина надрезов мышечной ткани |
|
до 10 |
|
|
мм |
||
Слой подкожного жира |
|
до 5 |
|
|
мм |
||
Температура в толще продукта |
|
до минус 10 |
|
|
°С |
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) (далее - инструкция) участник указывает в своей заявке конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе с учетом соответствия и взаимосвязи показателей между собой и ГОСТ, требования на соответствие товаров которым определены в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Заказчик задает предельные минимальные и максимальные значения показателей для товаров, материалов и конструкций путем установления значений в столбце "Минимальные значения показателей" и "Максимальные значения показателей" раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, соответственно.
При этом согласно инструкции указание заказчиком значения показателя с использованием слов "менее", "меньше", "ниже", "до" означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается; указание заказчиком значения показателя отрицательного числа с использованием слов "менее", "меньше", "ниже", "до" означает требование значения менее указанного (находящегося левее на числовой прямой, ниже на температурной шкале), то есть указание значения равного указанному не допускается.
Вместе с тем, заказчиком в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе для товара (мясная продукция) по позиции N 1 "Мясо говядина", помимо конкретных показателей, установлено обязательное требование о его соответствии ГОСТ Р 54754-2011 "Полуфабрикаты мясные кусковые бескостные для детского питания. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 54754-2011).
Обратившись к данному государственному стандарту, Комиссия установила, что ГОСТ Р 54754-2011 распространяется на мясные кусковые бескостные полуфабрикаты из говядины, конины, свинины и баранины для детского питания в охлажденном, подмороженном и замороженном состоянии, предназначенные для питания детей старше 1,5 лет в организованных коллективах и для реализации.
Согласно пункту 4.1.2 раздела 4 "Технические требования" ГОСТ Р 54754-2011 по органолептическим и физико-химическим показателям мясные полуфабрикаты должны соответствовать нормам, установленным данным ГОСТ, в том числе для говядины от лопаточной части, от тазобедренной части, от спинно-поясничной части, вырезки (категория А): мышцы или пласт мяса, снятые с определенной части полутуши в виде крупных кусов, зачищенные от сухожилий и грубых поверхностных пленок, с оставлением межмышечной соединительной, жировой ткани и естественных поверхностей пленки, сохраняющей природную форму мышц; мышечная ткань упругая; поверхность ровная, незаветренная, края заровнены, без глубоких надрезов мышечной ткани (не более 10 мм); слой подкожного жира не более 5 мм (то есть 10 мм и менее и 5 мм и менее, соответственно).
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.2 раздела 7 "Транспортирование и хранение" ГОСТ Р 54754-2011 замороженные полуфабрикаты перед отправкой их с предприятия-изготовителя должны иметь температуру в толще продукта не выше минус 10 °С (то есть минус 10 °С и ниже).
Однако, из положений инструкции, установленной заказчиком в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, следует, что при указании участниками закупки в первой части заявки конкретных показателей предлагаемых к поставке товаров (мясная продукция), при описании которых заказчиком использовано, в том числе слово "до", конкретным значением в данном случае является любое значение до 10 мм и до 5 мм, а также до минус 10 °С, соответственно (то есть, не включая 10 мм - для показателя "глубина надрезов мышечной ткани" и 5 мм - для показателя "слой подкожного жира", а также минус 10 °С - для показателя "температура в толще продукта"), что в свою очередь противоречит требованиям указанного государственного стандарта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (приложение N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе) установлена заказчиком необъективным, противоречивым, не допускающим однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что является в свою очередь нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Пунктом 6 "Обеспечение исполнения контракта. Информация о банковском сопровождении контракта" раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлен следующий срок обеспечения исполнения контракта: с момента заключения контракта по 01.03.2018.
В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта до подписания контракта поставщик обязан представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет заказчика на период с момента заключения контракта по 01.03.2018.
Способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных способов поставщик определяет самостоятельно (пункт 7.2 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта).
Однако из пункта 13.1 раздела 13 "Заключительные положения" проекта контракта следует, что настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 01.03.2018, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения.
Следовательно, заказчик установил в документации об электронном аукционе требования к обеспечению исполнения контракта, представляемому в виде банковской гарантии (в частности, к сроку действия данной банковской гарантии) не в соответствии с частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в данном случае срок действия банковской гарантии равен сроку действия контракта).
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 7.1 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта установлено, что до подписания контракта поставщик обязан представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет заказчика.
Способ обеспечения исполнения контракта из вышеперечисленных способов поставщик определяет самостоятельно. В случае если поставщик в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбрал внесение денежных средств и если поставщик исполнил взятые на себя по контракту обязательства надлежащим образом, заказчик вправе возвратить ему денежные средства в течение 10 рабочих дней со дня получения заказчиком соответствующего письменного требования поставщика (пункт 7.2 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта).
Из приведенной нормы закона (часть 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) следует, что по итогам исполнения контракта заказчик обязан вернуть поставщику денежные средства, внесенные последним в качестве обеспечения исполнения контракта, при этом в проекте контракта должен быть указан срок осуществления такого возврата.
Однако из положений проекта контракта в данном случае не следует того, что денежные средства, внесенные поставщиком в качестве обеспечения исполнения контракта (при условии надлежащего исполнения контракта) будут ему возвращены заказчиком (то есть заказчиком предусмотрено лишь право осуществить такой возврат, но не обязанность, как того требует законодательство о контрактной системе в сфере закупок), что, соответственно, является нарушением со стороны заказчика части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Продвектор" на действия аукционной комиссии заказчика - МДОУ "Детский сад "Светлячок" - при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку мяса и мясных продуктов на 2 полугодие 2017 года (извещение N 0371300138817000034) необоснованной;
2. Рассмотрение довода жалобы относительно положений документации об электронном аукционе не проводится в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. По итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика - МДОУ "Детский сад "Светлячок" - нарушившим часть 27 статьи 34, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
4. Выдать заказчику - МДОУ "Детский сад "Светлячок" - обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2017 г. N 05-02/191Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017