Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 июня 2017 г. N 05-02/200Ж-17
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 июля 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Музыкальный салон" (далее также - заявитель, общество) - представитель по доверенности Викторов С.А.,
от заказчика - МУП "Вознесенский" г. Ярославля (далее также - заказчик) - представители по доверенности Горбунов А.В., Мунилова Е.В.,
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Музыкальный салон" на действия заказчика - МУП "Вознесенский" г. Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта звукового оборудования (извещение N 0571300001017000008) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Музыкальный салон" на действия заказчика - МУП "Вознесенский" г. Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта звукового оборудования (извещение N 0571300001017000008) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, заказчик нарушил положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установив в части II "Описание объект закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе избыточные требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам необходимых к поставке товаров (в частности, по позициям 1-3), которые в свою очередь соответствуют, как полагает заявитель, товарам (звуковое оборудование) единственного производителя - D.A.S. Audio, Испания (в подтверждение своей позиции заявителем представлены сведения о характеристиках товаров, выпускаемых названным производителем).
Действия заказчика, как полагает заявитель, приводят к ограничению доступа к участию в аукционе иных потенциальных участников закупке, которые могут предложить к поставке эквивалентные товары, совпадающие с необходимым заказчику по большинству основных показателей, указанных в пунктах 1.1, 2.1, 3.1 части II "Описание объект закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе, однако, отличающиеся по массе, размерам или другим несущественным характеристикам.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу доводов жалобы, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУП "Вознесенский" г. Ярославля - 21.06.2017 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0571300001017000008 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта звукового оборудования вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 749 503,58 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики и требования к закупаемому товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации об электронном аукционе конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика - МУП "Вознесенский" г. Ярославля.
Согласно пункту 3 главы 3 "Информационная карта" части I "Электронный аукцион" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является поставка комплекта звукового оборудования. Описание объекта закупки содержится в техническом задании, представленном в составе документации об электронном аукционе (часть II "Описание объект закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе).
В соответствии с частью II "Описание объект закупки (техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее также - Техническое задание) заказчику в рамках рассматриваемой закупки требуется поставка комплекта звукового оборудования, в частности, товары по позициям 1-3, в том числе со следующими характеристиками:
1. |
Наименование товара: акустическая система активная. |
||
Количественные характеристики (количество товара) Общее количество Товара - 6 шт. | |||
1.1 |
Описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика: |
||
|
Показатель товара |
Значение показателя |
|
1.1.7 |
Динамики (спикеры) в количестве, шт.: |
не менее 3 |
|
1.1.7.3 |
Динамик ВЧ (спикер) (высокочастотный), шт.: |
не менее 1 |
|
1.1.7.4 |
Диаметр динамика ВЧ (высокочастотного), см: |
не менее 4 |
|
1.1.13 |
Размеры: |
|
|
1.1.13.1 |
Высота, мм: |
не менее 270, не более 300 |
|
1.1.13.2 |
Ширина, мм: |
не менее 700, не более 730 |
|
1.1.13.3 |
Глубина, мм: |
не менее 360, не более 430 |
|
1.1.14 |
Вес, кг: |
не более 39 |
|
2. |
Наименование товара: сабвуфер активный |
||
Количественные характеристики (количество товара) Общее количество Товара - 4 шт. | |||
2.1 |
Описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика: |
||
|
Показатель товара |
Значение показателя |
|
2.1.10 |
Размеры: |
|
|
2.1.10.1 |
Высота, мм: |
не менее 540, не более 600 |
|
2.1.10.2 |
Ширина, мм: |
не менее 980, не более 1060 |
|
2.1.10.3 |
Глубина, мм: |
не менее 630, не более 730 |
|
2.1.11 |
Вес, кг: |
не более 90 |
|
3 |
Наименование товара: монитор сценический активный |
||
Количественные характеристики (количество товара) Общее количество Товара - 2 шт. | |||
3.1 |
Описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика: |
||
|
Показатель товара |
Значение показателя |
|
3.1.5 |
Динамики (спикеры) в количестве: |
не менее 3 |
|
3.1.5.3 |
Динамик (спикер) ВЧ (высокочастотный), шт.: |
не менее 1 |
|
3.1.5.4 |
Диаметр динамика ВЧ (высокочастотного), см: |
не менее 4 |
|
3.1.10 |
Размеры: |
|
|
3.1.10.1 |
Высота, мм: |
не менее 290, не более 330 |
|
3.1.10.2 |
Ширина, мм: |
не менее 560, не более 650 |
|
3.1.10.3 |
Глубина, мм: |
не менее 400, не более 460 |
|
3.1.11 |
Вес, кг: |
не более 24,5 |
Из пояснений представителей заказчика следует, что установленные в Техническом задании требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам необходимых заказчику товаров (звуковое оборудование) установлены с учетом специфики планируемого использования такого оборудования: для периодического проведения культурно-развлекательных мероприятий на сцене (с учетом ее размеров, размещением на ней дополнительных реквизитов и так далее), смонтированной во внутреннем дворе дома 46 по улице Свободы города Ярославля, - предполагающей монтаж оборудования перед проведением мероприятий, а также его демонтаж и перемещение в складские помещения МУП "Вознесений" г. Ярославля - по их окончании. Перечисленные характеристики были выбраны заказчиком как наиболее удобные для применения и хранения оборудования в условиях работы действующего предприятия, иного способа описания объекта закупки, как полагает заказчик, в данном случае у него не имелось.
Таким образом, заказчиком были установлены, в том числе в необходимой степени детализированы, требования к закупаемым товарам (звуковое оборудование) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений.
Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии, требования к размерам и массе необходимых товаров (в частности по позициям 1-3 Технического задания, на которые заявитель указал в своей жалобе) установлены заказчиком не в виде конкретных (неизменных) значений, а в виде диапазона допустимых (исходя из потребности последнего) значений, что также позволяет потенциальным поставщикам поставить товары с размерами и массой, отличающимися друг от друга, но не противоречащими установленным заказчиком характеристикам.
Кроме того, представители заказчика отметили, что в документации об электронном аукционе не указан конкретный производитель подлежащего к поставке звукового оборудования.
В ходе заседания Комиссии представитель заявителя указал на то, что им был осуществлен мониторинг рынка звукового оборудования, согласно которому обществом установлено, что потребностям заказчика соответствует оборудование единственного производителя D.A.S. Audio, Испания. "Иные производители", предлагающие эквивалентные товары, по мнению заявителя, не соответствуют требованиям Технического задания по показателю "диаметр динамика ВЧ (высокочастотного)" для товаров "Акустическая система активная" и "Монитор сценический активный": заказчику требуется, чтобы значение данного показателя было не менее 4 см, - "иные производители" производят оборудование с диаметром динамика ВЧ (высокочастотного) равным 1 дюйму, что менее 4 см.
Однако при рассмотрении настоящей жалобы Комиссией были изучены как Техническое задание заказчика, так и сведения представленные заявителем относительно указанных выше характеристик товаров производителя D.A.S. Audio, по результатам соотнесения которых установлено, что "Акустическая система активная DAS Audio EVENT-210А" и "Монитор сценический активный DAS Audio EVENT-М210А" не соответствуют установленным заказчиком требованиям: заказчику требовались товары "Акустическая система активная" и "Монитор сценический активный", в том числе со следующей характеристикой: "диаметр динамика ВЧ (высокочастотного), см - не менее 4" (то есть диаметр такого динамика должен быть 4 см и больше); согласно представленным заявителем сведениям диаметр высокочастотного динамика акустической системы активной DAS Audio EVENT-210А, а также монитора сценического активного DAS Audio EVENT-М210А равен 1,5 дюймам (в соответствии с пунктом 5 Приложения N 3 "Внесистемные единицы величин" к Положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", длина может измеряться, в том числе в дюймах, согласно соотношению которых с единицей системы СИ: 1 дюйм = 0,0254 м = 0,0254 м х 10-2 = 2,54 см; следовательно, 1,5 дюйма = 2,54 см х 1,5 = 3,81 см, что меньше заявленных заказчиком "не менее 4 см").
Следовательно, заявителем не доказан факт формирования заказчиком Технического задания под единственного производителя, которым, по мнению общества, является D.A.S. Audio, Испания, и, соответственно, утверждение ООО "Музыкальный салон" об обратном является необоснованным.
Вместе с тем заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
В качестве объекта закупки обозначена поставка комплекта звукового оборудования. В связи с этим, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе не являющееся производителем необходимого к поставке оборудования, готовое поставить товары, отвечающие требованиям, установленным в документации об аукционе, и удовлетворяющие потребностям заказчика.
При описании объекта закупки и формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчик, как пояснили на заседании Комиссии его представители, руководствовался, в том числе предоставленными ему коммерческими предложениями от трех потенциальных участников закупки, готовых поставить товары (звуковое оборудование) с заявленными заказчиком характеристиками.
Доказательств того, что указанные в документации об электронном аукционе товары могут быть поставлены ограниченным числом хозяйствующих субъектов, жалоба заявителя не содержит. Соответственно, заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в документацию об электронном аукционе, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Товары, являющиеся объектом данной закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо, соответствующее требованиям законодательства, может осуществить поставку таких товаров. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых товаров и поставки их заказчику в случае победы в рассматриваемом электронном аукционе.
Отсутствие ограничения количества потенциальных участников закупки в данном случае также косвенно подтверждается и тем, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано две заявки.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по описанию объекта рассматриваемой закупки (требований к характеристикам необходимых к поставке в рамках настоящей закупки товаров (звуковое оборудование) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Музыкальный салон" на действия заказчика - МУП "Вознесенский" г. Ярославля - при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта звукового оборудования (извещение N 0571300001017000008) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 июня 2017 г. N 05-02/200Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017