Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 июня 2017 г. N ОП07-06/2017-160
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок в составе:
председатель Комиссии: <_____>. - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_____>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: <_____>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует); <_____>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_____>- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
представителей Заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства": <_____>., действующего на основании устава МУ "Управление благоустройства"; <_____>. по доверенности б/н от 28.06.2017 г.;
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "Профит-плюс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (в деле имеется уведомление NОП01-17-07/4343э от 26.06.2017 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования "Город Сарапул" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513300001817000014, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
23.06.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования "Город Сарапул".
Заявитель считает, что положения документации об Аукционе нарушают требования пункта 6 части 5 статьи 63, части 6 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили что извещение и документация об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, представлены письменные пояснения.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
08.06.2017 г. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона, а также аукционная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 145 000,00 рублей.
24.06.2017 г. - дата окончания подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N0513300001817000014-1 от 26.06.2017 г., для участия в Аукционе была подана одна заявка, Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе требования к участникам Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовала обязанность указания в извещении о проведении Аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, признает его обоснованным на основании следующего.
Содержание второй части заявки на участие в электронном аукционе установлено частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1 постановления Правительства России от 04.02.2015 г. N99 (далее - Постановление N99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1 к Постановлению N99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к Постановлению N99.
Из приложения N1 к Постановлению N99 следует, что при осуществлении закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При этом документами, подтверждающими соответствие указанному требованию являются копия исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Виды работ, закупка которых осуществляется Заказчиком, отнесены по ОКПД2 к коду 43.99.90.190.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 145 000,00 рублей, т. е. не превышает 10 миллионов рублей, Заказчиком в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлены.
Из пункта 3.2 Раздела 4 документации об Аукционе следует, что участник Аукциона в составе второй части заявки на участие в Аукционе должен представить копию исполненного контракта (договора), копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении участниками Аукциона в составе второй части заявки копии исполненного контракта (договора), копии акта (актов) выполненных работ, нарушают требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении подрядчика не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок документов, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признает его обоснованным на основании следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Участник закупки в соответствии с подпунктом "б" пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе первой части заявки должен представить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, в том числе в отношении установленных Заказчиком в пункте 1 Раздела 15 Технического задания документации об Аукционе значений показателей к используемому при выполнении работы товару - смеси асфальтобетонной, как водонасыщение по объему, остаточная пористость, в пункте 2 Раздела 15 Технического задания документации об Аукционе значений показателей к используемому при выполнении работы товару - смеси песчано-гравийной, как содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, в пункте 3 Раздела 15 Технического задания документации об Аукционе значений показателей к используемому при выполнении работы товару - щебню, как размер зерен полных остатков на контрольных ситах.
Такие показатели товаров - смеси асфальтобетонной, смеси песчано-гравийной и щебня, как водонасыщение по объему, остаточная пористость, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание зерен пластинчатой и игловатой формы, размер зерен полных остатков на контрольных ситах, исходя из ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" и ГОСТ 25607-2009 "Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия", возможно указать лишь при наличии у участника указанного товара, поскольку установить данные показатели возможно только по результатам испытания таких товаров.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) показатели товара, указанные в разделе 15 документации об Аукционе, значения которых становятся известными после производства товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, и свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы заявителя о нарушении Заказчиком части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, признает его необоснованным на основании следующего.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Из содержания пункта 2.5 Раздела 13 проекта гражданско-правового договора документации об Аукционе следует, что срок оплаты выполненных работ: в течение 30 дней со дня подписания акта (актов) или со дня выставленного счета - фактуры (счетов - фактур) выполненных работ.
Таким образом, выставление подрядчиком счета-фактуры Заказчику для оплаты выполненных по заключенному по результатам проведения закупки договору работ не является обязательным, что в свою очередь не нарушает права участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость.
5. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, признает его обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В пункте 9.2 Раздела 13 проекта гражданско-правового договора документации об Аукционе Заказчиком установлено, что срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, должна превышать срок контракта не менее чем на один месяц.
Из содержания пункта 12.1 Раздела 13 проекта гражданско-правового договора следует, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения обязательств Заказчиком и Подрядчиком.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что из содержания положений документации об Аукционе, не содержащей дату окончания срока действия контракта с учетом требования статей 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же срок окончания действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, установленный с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, участникам закупки не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Заказчиком, не установившим в документации срок предоставления обеспечения исполнения контракта при предоставлении в качестве обеспечения банковской гарантии, нарушен пункт 8 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь статьей 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования "Город Сарапул" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513300001817000014), обоснованной частично.
2. Признать заказчика - муниципальное учреждение "Управление благоустройства" нарушившим пункты 2, 8 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии Заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования "Город Сарапул" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0513300001817000014) предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, Заказчику - муниципальному учреждению "Управление благоустройства" - предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Заказчика - муниципального учреждения "Управление благоустройства" по части 4, части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии: |
__________ <_____>
|
Члены Комиссии: |
__________ <_____> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 июня 2017 г. N ОП07-06/2017-160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017