Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 998-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии представителя:
- заказчика в лице Государственного учреждения - <_>,
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "АВСМЕД", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "АВСМЕД" (109004, г. Москва,ул. Николоямская, д. 62, пом. II, ком. 15) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д.101, оф.250), его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба от ООО "АВСМЕД" (вх. N 01-11226 от 26.06.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя жалобы ООО "АВСМЕД", описание объекта закупки и требования к участникам закупки установлены заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе. Просил признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
30 мая 2017 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0262100002917000314 и аукционная документация на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 116 250, 56 рублей.
Относительно доводов заявителя Комиссия Свердловского УФАС России установила следующее.
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стоматех-Л" (вх. N 01-9596 от 01.06.2017) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - цифровых заушных слуховых аппаратов средней мощности для обеспечения ими инвалидов в 2017 году в количестве 284 штук (извещение N 0262100002917000314) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения указанной жалобы по существу Комиссия Свердловского УФАС России в действиях заказчика относительно установления требований к участникам закупки о наличии профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" выявила нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации было выдано предписание N 859-З от 06.06.2017 г. об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Во исполнение предписания контрольного органа заказчик 14.06.2017 г. опубликовал в единой информационной системе изменения в извещение и документацию N 0262100002917000314:
"ПП 8.1.1. пункта 8. "Требования к участникам закупки" Раздела I "Инструкция на участие в электронном аукционе":
"- наличие лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)",
изложить в следующей редакции:
"- наличие лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
4.2. Абзац ПП 14 Раздела III "Информационная карта электронного аукциона":
"- Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") или осуществление участником закупки деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)",
изложить в следующей редакции:
"- наличие лицензии у участника закупки (исполнителя) или соисполнителя на работы (услуги) по сурдологии - оториноларингологии на территории Свердловской области является обязательным условием (Федеральный закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Таким образом, довод заявителя о необходимости установления требований к участникам закупки о наличии профессионального стандарта "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)" необоснован.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, установлены ГОСТ Р 51024-2012 "Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и методы испытаний".
Технические характеристики к слуховым аппаратам указаны в ч. 4 аукционной документации, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 5,0 кГц |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 125 дБ |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 50 дБ |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 6 |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 4-х |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
наличие |
7 |
Шумоподавление |
наличие |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
Наличие |
9 |
Аудиовход |
Наличие |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
Наличие |
11 |
Индукционная катушка |
Наличие |
12 |
АРУ |
Наличие |
13 |
Технология подавления обратной связи |
Наличие |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
Наличие |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
Наличие |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
Наличие |
Количество |
284 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши., паспорт или руководство по эксплуатации на русском языке. |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312. |
Установленное заказчиком требование к поставке товара в комплектации "стандартные вкладыши" не противоречит положениям ГОСТ Р 51024-2012, поскольку данным стандартом установлены основные, общие требования к характеристикам слуховых аппаратов, не содержащие ограничения по комплектации.
Заявителем не доказано также, что включение заказчиком указанного требования к поставке слухового аппарата каким-либо образом повлекло ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Положения статьи 33 Закона о контрактной системе не ограничивает заказчика в части установления перечня товаров и характеристик этих товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "АВСМЕД" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 998-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017