Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 июня 2017 г. N 984-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
рассмотрев жалобу ООО "Автоматизированные системы и технологии" (вх. N 01-7573 от 02.05.2017 г.)о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской областипри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническую поддержку инженерных систем и вычислительного оборудования резервного центра обработки данных Правительства Свердловской области: Обслуживание вычислительного оборудования (извещение N 0162200011817000530), Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Автоматизированные системы и технологии" о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области при проведении электронного аукциона на техническую поддержку инженерных систем и вычислительного оборудования резервного центра обработки данных Правительства Свердловской области: Обслуживание вычислительного оборудования (извещение N 0162200011817000530), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проверка проведена в объеме доводов заявленных в жалобе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком нарушен, предусмотренный частями 5-7 ст. 45 Закона о контрактной системе порядок рассмотрения банковских гарантий. Заявитель считает, что заказчик неправомерно призналООО "Автоматизированные системы и технологии" уклонившимся от заключения контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
24.04.2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011817000530 и документация об аукционена техническую поддержку инженерных систем и вычислительного оборудования резервного центра обработки данных Правительства Свердловской области: Обслуживание вычислительного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 500 000 ,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 13.05.2017 N 0162200011817000530-1 на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.05.2017 N0162200011817000530-3заявка заявителя признана победителем аукциона в электронной форме с предложением о цене контракта 2 502 000,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
29.05.2017 года заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" в адрес ООО "Автоматизированные системы и технологии" был направлен на подпись проект контракта.
01.06.2017 года ООО "Автоматизированные системы и технологии" был подписан проект контракта, при этом в качестве обеспечения исполнения контракта была прикреплена банковская гарантия N 1413-17/БГ, выданная ПАО Банк "ФК Открытие".
Согласно п. 1 ст. 368 Гражданского кодекса РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с п. 11.3 информационной карты аукционной документации определен следующий способ обеспечения исполнения контракта:
1) безотзывная банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям, указанным в настоящей документации об электронном аукционе;
или
2) внесение денежных средств на счет, указанный заказчиком в настоящей документации электронном аукционе.
Способ обеспечения исполнения контракта из указанных способов определяется участником электронного аукциона самостоятельно.
Требования к безотзывной банковской гарантии, выданной банком:
Если в качестве обеспечения исполнения контракта выбирается банковская гарантия, то такая гарантия должна быть выдана банком, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной. Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.
Банковская гарантия должна содержать:
1) указание на Бенефициара;
2) номер извещения о проведении аукциона в электронной форме и предмет контракта, в обеспечение исполнения которого выдана банковская гарантия.
3) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии с условиями контракта;
Сумма банковской гарантии должна быть не менее суммы обеспечения, предусмотренной требованиями извещения и документации об электронном аукционе.
4) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
5) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
6) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
7) срок действия банковской гарантии. Банковская гарантия должна вступать в силу как минимум с момента заключения контракта и срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 (один) месяц.
8) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;
9) условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (Пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;
10) условие о праве заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией;
11) условие о праве заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
12) условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
13) перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Гарант не вправе требовать от Заказчика (Бенефициара) предоставления иных документов для выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
05.06.2017 года заказчиком была рассмотрена поступившая в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия и было установлено, чтов соответствии с положениями извещения N 0162200011817000530 от 24.04.2017 г. и аукционной документацией Заказчиком установлено требование о наличии в банковской гарантии отлагательного условия (в соответствии с пунктом 6 частью 2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ). В Банковской гарантии, размещенной в реестре банковских гарантий (Единая информационная система, zakupki.gov.ru, реестровый N 04126671352361170011, Гарант ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ", Принципал ООО "Автоматизированные системы и технологии"), отлагательное условие отсутствует.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
В нарушение требований ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе27.06.2017 года решением Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства"N 521 от 27.06.2017г.на основании п. 6 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе ООО "Автоматизированные системы и технологии" в письменной форме, по истечении трех рабочих днейсо дня ее поступления банковской гарантии, проинформировано об отказе в принятии банковской гарантии от 01.06.2017 года N 1413-17/БГ, в виду ее несоответствия условиям, указанным в ст. 45 Закона о контрактной системе.
05.06.2017 года заказчик в лицеГосударственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" в связи с представлением в установленный срок ненадлежащей банковской гарантии оформил протокол отказа от заключения контракта с ООО "Автоматизированные системы и технологии", который разместил в единой информационной системе 06.06.2017 года.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Порядка формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 126н, в случае отказа в принятии банковской гарантии, прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, возвращении банковской гарантии банку или уведомления банка об освобождении от обязательств по банковской гарантии заказчик обеспечивает формирование информации соответственно об отказе в принятии банковской гарантии, о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией, о возвращении банковской гарантии банку или об уведомлении, направляемом заказчиком банку, об освобождении от обязательств по банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 12 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 (Далее - Правил), заказчики по итогам рассмотрения поступившей банковской гарантии в случае отказа в принятии банковской гарантии в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления, формируют и включают указанную в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил (сведения об отказе заказчика в принятии банковской гарантии) информацию в реестр.
Вместе с тем в нарушение ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, п. 12 Правил заказчиком в лицеГосударственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" размещены сведения об отказе в принятии банковской гарантии по истечении трех рабочих дней со дня ее поступления.
Комиссия Свердловского УФАС России проанализировав представленную банковскую гарантию установила Банковская гарантия N 1413-17/БГот 01.06.2017 года не содержитотлагательного условия, предусматривающего заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России не находит оснований для признаниядля признания Банковской гарантия N 1413-17/БГот 01.06.2017 годаООО "Автоматизированные системы и технологии"соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Автоматизированные системы и технологии"признать частичнообоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" выявлено ч. 7, 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Оператор электронного правительства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 июня 2017 г. N 984-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017