Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 4 июля 2017 г. N 05-143/17
резолютивная часть решения объявлена 03.07.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов" (далее - заказчик) по доверенности от 30.06.2017 г., в отсутствии заявителя - индивидуального предпринимателя Зукаева Алима Акоевича (далее - заявитель, ИП Зукаев А.А.) и закрытого акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304100007617000008 "Противопаводковые мероприятия на Баксанском эксплуатационном участке" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены положениями документации об аукционе, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об аукционе изменяют суть положений документации об аукционе и не содержат конкретного ответа на поставленные вопросы. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, провести проверку и обязать заказчика привести в соответствие документацию об аукционе.
На заседании Комиссии представитель заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.05.2017 г. 14:01 (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 15.06.2017 NИИ4) на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", http://www.sberbank-ast.ru) был размещен аукцион -N0304100007617000008 "Противопаводковые мероприятия на Баксанском эксплуатационном участке" с начальной (максимальной) ценой контракта - 12 572 469,30 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 26.05.2017 г. 14:01; Дата и время окончания подачи заявок - 30.06.2017 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 07.07.2017 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 10.07.2017 г. 10:05; Размер обеспечения заявок - 251 449,39; Размер обеспечения исполнения контракта - 1 257 246,93.
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в разделе II документации об аукционе в сведениях о качестве, технических характеристиках товара (далее - ведомость материалов). Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - инструкция) содержится также в разделе II документации об аукционе.
По позиции 37 "Смесь песчано-гравийная" и 38 "Щебень из природного камня" ведомости материалов установлено требование к содержанию пылевидных и глинистых частиц до пяти % и не более двух % по массе соответственно.
Государственный стандарт 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" распространяется на щебень и гравий из горных пород со средней плотностью зерен от 2,0 до 3,0г/см3, применяемые в качестве заполнителей для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.
Государственный стандарт 23735-2014 "Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия" распространяется на песчано-гравийные смеси, получаемые из гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород по ГОСТ 31426 "Породы горные рыхлые для производства песка, гравия и щебня для строительных работ. Технические требования и методы испытаний" и применяемые для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дренирующих слоев, дорожных насыпей, временных автомобильных дорог, обратной засыпки котлованов, траншей, устройства подушек под монолитные фундаменты, отсыпки оснований под различные площадки, для планировки и благоустройства территории, для рекультивации и в других видах строительства, в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды работ.
В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, при необходимости также эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Как установлено Комиссией, положения инструкции позволяют участникам закупки при подготовки заявки на участие в аукционе при наличии в техническом задании, т.е. ведомости материалов требований к дефектам, порокам и влажности товара или материала, указание как конкретных значений дефектов и пороков, так и значений в соответствии с государственным стандартом для каждого конкретного товара или материала (например: "допускается шероховатость", "количество сучков не более 4 шт.").
Содержание пылевидных и глинистых частиц в соответствии с вышеуказанными государственными стандартами является браковочным признаком, т.е. дефектом, пороком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам установленные в ведомости материалов во взаимосвязи с инструкцией не предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе по позициям "Щебень из природного камня" и "Смесь песчано-гравийная" пункты "Содержание пылевидных и глинистых частиц" только конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, а наоборот позволяют участнику указание как конкретных значений дефектов и пороков, так и значений в соответствии с государственным стандартом, и как следствие не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар.
Согласно ч.3 и 4 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник аукциона вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. В течение двух дней с даты поступления запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника аукциона, от которого поступил указанный запрос.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе).
На все поступившие запросы о даче разъяснений положений документации об аукционе, заказчик дал разъяснения положений документации об аукционе с учетом положений ст.65 Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса РФ (в части касающихся праздничных и нерабочих дней) при этом, не изменяя суть документации об аукционе.
Указанные выше доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, довод жалобы о порядке заполнения первой части заявки с учетом требований инструкции, приводит к указанию показателей материала не соответствующих государственному стандарту, нашел свое подтверждение.
Так, по позиции 35 ведомости материалов потребность заказчика заключалась в растворе готовом отделочном, простом на основе вяжущего портландцемент с активными минеральными добавками/известь.
Согласно п.3.1.2 государственного стандарта 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" простым раствором является раствор на основе одного вяжущего.
Инструкцией предусмотрено, что в случае, если параметры, значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", "/"- участнику закупки необходимо предоставить все значения или все диапазоны значений всех параметров, указанных через данные символ, союз (кроме исключений, предусмотренных инструкцией).
Таким образом, инструкция требует от участников закупки указания всех значения или всех значений параметров, указанных через символ "/", что приводит к предложению по позиции раствор указание параметров несоответствующих государственному стандарту (раствор простой на основе двух вяжущих).
Согласно п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик установил в документации об аукционе инструкцию, которая содержит положений, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Зукаева Алима Акоевича обоснованной в части установления положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе приводящих к указанию показателей материала не соответствующих государственному стандарту.
2.Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов", единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации межреспубликанских магистральных каналов" и закрытому акционерному обществу "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 4 июля 2017 г. N 05-143/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017