Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2017 г. N 384-ж
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу АНО "Редакция газеты "Звезда" (далее - Заявитель, Общество) на действия Заказчика при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок на оказание информационных услуг по созданию и трансляции телепрограмм, посвященных общественно-значимым событиям в жизни Агаповского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300028217000063) (далее - запрос котировок) в присутствии:
- представителя Администрация Агаповского муниципального района (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N 27 от 26.06.2017;
- представителя Управления по имуществу и земельными отношениями Агаповского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 34 от 26.06.2017;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 21.06.2017 поступила жалоба АНО "Редакция газеты "Звезда" на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание информационных услуг по созданию и трансляции телепрограмм, посвященных общественно-значимым событиям в жизни Агаповского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300028217000063), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 25.05.2017 извещения о проведении запроса котировок на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 451 818 рублей 90 копеек.
По состоянию на 27.06.2017 контракт по результатам запроса котировок не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель полагает, что Заказчиком при заключении контракта допущены нарушении законодательства о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указал, что Заказчик отказался заключать контракт с победителем запроса котировок. Вместе с тем, у Заказчика отсутствовали основания для отказа от заключения контракта.
Представитель Заказчика и Уполномоченного органа на заседании комиссии пояснили, что невозможность заключения контракта по результатам проведения запроса котировок обусловлена тем, что по результатам проведения Отделом экономического развития Администрации Агаповского муниципального района анализа расходов Заказчика Управлением финансов Агаповского муниципального района принято решение об изменении бюджетных назначений.
В связи с этим, были отозваны лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" в размере 250 000 рублей. Представитель Заказчика пояснил, что в таком случае Заказчик не смог бы исполнить свои обязательства по контракту.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
В силу части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт по результатам проведения запроса котировок заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок.
При этом, согласно пункту 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 77 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
Следует отметить, что в силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что допускается изменение существенных условий контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса установлено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Как видно из представленных материалов дела, 06.06.2017 котировочной комиссией принято решение о признании запроса котировок несостоявшимся на основании части 6 статьи 77 Закона о контрактной системе и о заключении контракта с единственным участником АНО "Редакция газеты "Звезда".
Вместе с тем, из материалов дела также следует, что 29.05.2017 отделом экономического развития Администрации Агаповского муниципального района принято заключение об оптимизации расходов бюджетных средств. Управлением финансов Агаповского муниципального района 09.06.2017 принято решение об изменении бюджетных назначений. В связи с этим, были отозваны лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" в размере 250 000 рублей.
Заказчик 13.06.2017 направил в адрес Заявителя уведомление о невозможности заключения контракта по запросу котировок, поскольку администрация не смогла бы в последствии ответить по бюджетным обязательствам, вытекающим из контракта.
Антимонопольный орган отмечает, что отсутствие у Заказчика лимитов бюджетных обязательств не является основанием для отказа в заключении контракта по запросу котировок в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Более того, необходимо отметить, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 451 818 рублей 90 копеек, цена, предложенная участником закупки, составляет 275 160 рублей 60 копеек, а лимиты бюджетных обязательств по КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" отозваны в размере 250 000 рублей.
Таким образом, Заказчик имел возможность использовать лимиты на оплату оказанных услуг по такому контракту в размере 201 818 рублей 90 копеек и на основании пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса согласовать новые условия контракта, в том числе цену, сроки исполнения контракта, а также объем оказываемых услуг, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, Заказчиком принято решение об отказе заключать контракт с АНО "Редакция газеты "Звезда", что привело к нарушению пункта 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (далее - Закон о лицензировании).
Пунктом 37 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что деятельность по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания подлежит лицензированию.
Более того, в силу статьи 31 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Как видно из извещения об осуществлении закупки, Заказчик не установил требование о наличии у участников закупки лицензии по осуществлению телевизионного вещания и радиовещания, что привело к нарушению пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Требования к форме заявки определены частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. При этом, установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
При этом, частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Как видно из формы заявки, Заказчик установил, что участники закупки должны указать номер контактного телефона, а также продекларировать соответствие участника требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Более того, Заказчик указал на необходимость указания в составе заявки информации о наименовании оказываемых услуг.
Вместе с тем, требование о необходимости указания такой информации в форме заявки установлено неправомерно и ведет к нарушению части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Такая информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в запросе котировок.
При этом, извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком требований, предъявляемых к оказываемым услугам, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
Как видно из Технического задания, охват распространения телевизионного вещания должен составлять не менее 40 000 человек.
Вместе с тем, ни Заказчик, ни Исполнитель не сможет с точностью установить охват распространения телевизионного вещания, что в свою очередь может привести в невозможности осуществлению приемки оказанной услуги.
Действия Заказчика по установлению охвата распространения телевизионного вещания, который должен составлять не менее 40 000 человек, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию касающихся качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Из этого следует, что условия исполнения контракта в части предоставления исполнителем документов, подтверждающих соответствие услуги документам, применяемым в национальной системе стандартизации, возлагают на заказчика обязанность указать в извещении об осуществлении запроса котировок, в том числе проекте контракта, исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Как видно из проекта контракта, в пункте 2.1.2 указано, что поставляемая продукция должна соответствовать Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г. N 2124-1, ГОСТам, ТУ и иным документам, регламентирующим ее качество.
Исходя из положений извещения и проекта контракта не представляется возможным установить, каким ГОСТ и ТУ должен соответствовать предмет контракта, поскольку не указаны конкретные нормативные документы, регламентирующие требования, которые предъявляются к оказываемым услугам, что не обеспечивает объективного характера описания объекта закупки в нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и может привести к ненадлежащему исполнению контракта.
5. В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В Техническом задании предусмотрено требование о наличии у участника закупки видеокамеры, монтажной станции, осветительного оборудования, оборудования для аудиозаписи.
Фактически заказчиком в техническом задании установлены требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, что является нарушением части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
6. Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 8.1. проекта контракта установлено, что если начальная (максимальная) цена Контракта была снижена Исполнителем на 25% и более и им не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность, обеспечение исполнения Контракта должно быть предоставлено в увеличенном в 1,5 раза размере, что составляет 33 886,43 руб.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, закупка осуществляется Заказчиком путем проведения запроса котировок, следовательно, антидемпинговые меры при осуществлении такой закупки не применимы.
Таким образом, условие в проекте контракта о необходимости предоставления обеспечения исполнения Контракта в увеличенном в 1,5 раза размере противоречит части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.
7. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, в нарушение указанной нормы, заказчик не установил в проекте контракта условие о сроках оформления результатов такой приемки.
8. В силу части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и предложением участника закупки.
Как видно из извещения предметом закупки является оказание информационных услуг по созданию и трансляции телепрограмм, посвященных общественно-значимым событиям в жизни Агаповского муниципального района Челябинской области.
Вместе с тем, в пункте 2.1.2 указано, что поставляемая продукция должна соответствовать Закону Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 г. N 2124-1, ГОСТам, ТУ и иным документам, регламентирующим ее качество.
В пункте 4.1. установлено, что в случае выявления несоответствия результатов выполненных работ (в т. ч. объемов и качества) условиям настоящего контракта Заказчик незамедлительно уведомляет об этом Исполнителя, составляет акт устранения недостатков с указанием сроков их исправлений и направляет его Исполнителю.
Указанные формулировки не позволяют идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта, а также может привести к невозможности исполнения сторонами контракта и нарушению части 1 статьи 34, части 14 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АНО "Редакция газеты "Звезда" на действия Заказчика при заключении контракта по результатам проведения запроса котировок на оказание информационных услуг по созданию и трансляции телепрограмм, посвященных общественно-значимым событиям в жизни Агаповского муниципального района Челябинской области (извещение N 0169300028217000063) обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31, пункта 1, 2 части 1 и части 3 статьи 33, части 13 статьи 34, части 2 статьи 37, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 и части 4 статьи 73, пункта 1 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Н.В. Сапрыкина |
Члены комиссии |
К.А. Долгополова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2017 г. N 384-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017