Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2017 г. N 408-ж
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ИП Власова С.В. (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронных аукционов:
- на выполнение работ по разработке проекта предмета охраны объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещение N 0169500000117000013);
- на выполнение работ по подготовке актов технического состояния объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещения N 0169500000117000022, 0169500000117000023, 0169500000117000024, 0169500000117000025, 0169500000117000026);
- на выполнение работ по разработке проектов зон охраны и проведению государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещения N 0169500000117000027, 0169500000117000028, 0169500000117000029, 0169500000117000030, 0169500000117000031, 0169500000117000032, 0169500000117000033) (далее - аукционы) в присутствии:
- представителя Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности б/н от 01.09.2016;
- представителя Заказчика, действующего на основании Постановления N 296 от 09.02.2016;
- в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ИП Власова С.В. на действия Заказчика при проведении названных электронных аукционов, объявленных путем размещения в Единой информационной системе извещения о проведении заукционов на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000013 - 1 736 100 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000022 - 945 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000023 - 482 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000024 - 338 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000025 - 1 242 500 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000026 - 992 500 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000027 - 1 839 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000028 - 2 403 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 0169500000117000029 - 520 000 рублей 67 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 01695000001170000230 - 630 010 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 01695000001170000231 - 559 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 01695000001170000232 - 1 354 000 рублей 00 копеек.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону N 01695000001170000233 - 1 625 000 рублей 00 копеек.
По состоянию на 29.06.2017 контракты по результатам аукционов не заключены, заключение контрактов приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалоб по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобах, Заявитель полагает, что при проведении закупок Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указывает, что для выполнения работ, предусмотренных аукционными документации, необходимо наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Вместе с тем, Заказчик не установил в документациях условие о необходимости соответствия участника закупки такому требованию.
Представитель Заявителя на заседание комиссии не явился, ходатайств не заявлял.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились и пояснили, что работы, которые должны быть выполнены в рамках исполнения контрактов не относятся к видам работ, на которые в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо иметь соответствующую лицензию.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии (далее - Закон о лицензировании).
Пунктом 48 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При этом, в силу части 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Постановление N 349) подлежит лицензированию деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно Приложению к названному Постановлению Правительства.
Согласно Приложению к Постановлению N 349 в перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ входят следующие виды работ:
1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.
4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.
9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.
14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.
15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.
20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
21. Реставрация и воссоздание позолоты.
22. Реставрация и воссоздание керамического декора.
23. Реставрация и воссоздание мозаики.
24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.
25. Реставрация и воссоздание графики.
26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.
27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.
28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
30. Приспособление инженерных систем и оборудования.
31. Приспособление систем электрообеспечения.
1.1. В рамках осуществления закупки N 0169500000117000013 заключается контракт на выполнение работ по разработке проекта предмета охраны объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 "Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.
При этом, Приказом не определено, что лица, имеющие право на разработку проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия, должны осуществлять такую деятельность на основании лицензии.
Более того, работы, указанные в документации и проекте контракта, не включены в перечень, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ согласно Приложению к Постановлению N 349.
Таким образом, Заказчик не вправе предъявлять к участникам требование о наличии у них лицензии на осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при выполнении работ по разработке проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия.
1.2. В рамках осуществления закупок N 0169500000117000027, 0169500000117000028, 0169500000117000029, 0169500000117000030, 0169500000117000031, 0169500000117000032, 0169500000117000033 заключаются контракты на выполнение работ по подготовке актов технического состояния объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области.
Необходимо отметить, что в целях исполнения поручения Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ принят Приказ Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от 02.09.2016 N 22 "Об утверждении формы акта технического состояния объекта культурного наследия федерального, регионального, местного значения". Указанным приказом утвержден Порядок составления акта технического состояния объекта культурного наследия федерального, регионального, местного значения.
Согласно пункту 3 Порядок составления акта технического состояния объекта культурного наследия федерального, регионального, местного значения проведение технического осмотра объекта культурного наследия может быть поручено специализированной организации, осуществляющей свою деятельность в области сохранения, использования, государственной охраны и популяризации объектов культурного наследия.
При этом, Порядком не определено, что такие лица должны осуществлять такую деятельность на основании лицензии.
Более того, работы, указанные в документациях и проектах контрактов, не включены в перечень, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ согласно Приложению к Постановлению N 349.
Таким образом, Заказчик не вправе предъявлять к участникам требование о наличии у них лицензии на осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при выполнении работ по разработке проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия.
1.3. В рамках осуществления закупок N 0169500000117000022, 0169500000117000023, 0169500000117000024, 0169500000117000025, 0169500000117000026 заключаются контракты на выполнение работ по разработке проектов зон охраны и проведению государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 3 Положения "О зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии
При этом, Положением не определено, что лица, имеющие право на разработку проектной документации по определению зон охраны объектов культурного наследия, должны осуществлять такую деятельность на основании лицензии.
Более того, работы, указанные в документациях и проектах контрактов, не включены в перечень, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ согласно Приложению к Постановлению N 349.
Из этого следует, что Заказчик не вправе предъявлять к участникам требование о наличии у них лицензии на осуществлении деятельности по разработке проектов зон охраны и проведению государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области.
Таким образом, доводы жалоб ИП Власова С.В. не обоснованы.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ИП Власова С.В. на действия Заказчика на действия Заказчика при проведении электронных аукционов:
- на выполнение работ по разработке проекта предмета охраны объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещение N 0169500000117000013);
- на выполнение работ по подготовке актов технического состояния объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещения N 0169500000117000022, 0169500000117000023, 0169500000117000024, 0169500000117000025, 0169500000117000026);
- на выполнение работ по разработке проектов зон охраны и проведению государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия расположенных на территории Челябинской области (извещения N 0169500000117000027, 0169500000117000028, 0169500000117000029, 0169500000117000030, 0169500000117000031, 0169500000117000032, 0169500000117000033) не обоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Н.В. Сапрыкина |
Члены комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2017 г. N 408-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017