Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2017 г. N 146-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А.
|
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ИП Шпакова М.А., возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 22.06.2017 N 385-ж/2017, провела внеплановую проверку действий Министерства сельского хозяйства Челябинской области на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для проведения дезинфекции объектов ветеринарного надзора и профилактики инфекционных болезней животных (изв. N0169200000217000042) в присутствии представителей Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 27.03.2015 N 11, от 23.06.2017 N 17, от 23.06.2017 N 18,
в отсутствие ИП Шпакова М.А. (далее - заявитель, индивидуальный предприниматель),
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 21.06.2017 поступила жалоба ИП Шпакова М.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для проведения дезинфекции объектов ветеринарного надзора и профилактики инфекционных болезней животных, объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 06.06.2017 извещения об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 22.06.2017 N 385-ж/2017 в связи с нарушением ИП Шпаковым М.А. части 7, пункта 2 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 751 341,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 22.06.2017 в 12:00.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Доводы обращения заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в аукционной документации установлен ряд требований, которые ограничивают конкуренцию.
Так, установленное заказчиком в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации требование к сроку сохранения активности рабочего раствора (не менее 8 дней) не имеет практической необходимости. У различных производителей дезинфицирующих средств срок сохранения активности рабочего раствора не превышает 7 дней.
Предусмотренное заказчиком в приложении N 1 требование о поставке концентрата в жидком виде в полимерных канистрах не менее 5 литров и не более 20 литров является ненадлежащим, поскольку различными производителями выпускаются дезинфицирующие средства в форме порошка, таблеток. Такие дезинфицирующие средства, из-за их малого веса и габаритов, легко хранить и использовать в разведении растворов. Дезинфицирующие средства в форме порошка и таблеток по эффективности не отличаются от дезинфицирующих средств, выпускаемых в форме жидкости.
Как считает заявитель, указанное в приложении N 1 дезинфицирующее средство не эффективно при дезинфекции 3-4 групп возбудителей инфекционных заболеваний.
Представители заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласились, представили письменные пояснения и на Комиссии указали следующее.
Техническое задание сформировано заказчиком в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Так, настоящая закупка осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства Челябинской области от 28.04.2017 N 212-рп в целях создания резерва дезинфицирующих средств, необходимого для ликвидации очагов особо опасных болезней животных в случае их возникновения, а также с целью проведения профилактических мероприятий на объектах государственного ветеринарного надзора на территории Челябинской области.
Требование о том, что срок сохранения активности рабочего раствора должен составлять не менее 8 суток обусловлено тем, что заказчику необходимо осуществлять заправку дезинфекционных барьеров для автотранспорта, дезинфекционных ванн и ковриков. При осуществлении дезинфекции предусматривается обеззараживание всех животноводческих, бытовых и вспомогательных помещений (внутри и снаружи), расположенных на территории эпизоотического очага и прилегающей к ним территории, транспортных средств, использованных для перевозки кормов, навоза животных, продуктов убоя и сырья животного происхождения, инвентаря, спецодежды и других объектов, с которыми прямо или косвенно контактировали больные животные или обслуживающий персонал. В связи с этим, целесообразно использовать те дезинфицирующие средства, которые будут сохранять свою активность как можно дольше.
Дезинфицирующие средства закупаются заказчиком на срок 5 лет. Приобретение дезинфицирующих средств в форме порошка и таблеток является экономически невыгодным для заказчика. Так, дезинфицирующие средства в форме порошка и таблеток обладают свойством поглощения водяных паров из воздуха. В связи с чем, срок хранения таких средств не превышает 3 лет, что не соответствует потребности заказчика. Более того, перед использованием дезинфицирующих средств в форме порошка и таблеток необходимо их растворить в соответствующем количестве воды, что может привести к дополнительным временным затратам.
Закупаемый заказчиком товар относится к дезинфицирующим средствам широкого спектра действия, что позволяет обеспечить дезинфекцию 3-4 групп возбудителей инфекционных заболеваний.
Кроме того, установленным в аукционной документации требованиям соответствуют дезинфицирующие средства "Смейк-ПАВ" производства ООО "Группа Фокина" (Россия), "Деостер ВЕТ" (Россия), "Героцид" (Россия).
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из содержания статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к информационной карте аукционной документации (далее - приложение N 1). Так, заказчику требуется дезинфицирующее средство в форме концентрата объемом не менее 5 литров не более 20 литров, со сроком сохранения активности рабочего раствора не менее 8 суток, со спектром действия, в том числе 3 группы (возбудители туберкулеза животных и птицы, паратуберкулезного энтерита крупного рогатого скота); 4 группы (возбудители сибирской язвы, кокцидиоза и других споровых инфекций).
По мнению заявителя, указанные требования к закупаемому товару ограничивают конкуренцию.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товару, а также об отсутствии производителей, осуществляющих выпуск дезинфицирующих средств с характеристиками, установленными в приложении N 1 аукционной документации. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение того, что закупаемое заказчиком дезинфицирующее средство не обеспечит дезинфекцию 3-4 групп возбудителей инфекционных заболеваний.
Кроме того, по результатам аукциона определены шесть участников, предложивших различные дезинфицирующие средства, а именно "Смейк-ПАВ" производства ООО "Группа Фокина" (Россия), "Деостер ВЕТ" (Россия), "Героцид" (Россия). Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке. В соответствии с протоколом проведения аукциона от 26.06.2017 в торгах участвовало четыре участника. По результатам проведенного аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 66%.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, сведений и документов относительно того, каким образом действия заказчика ущемляют права и законные интересы индивидуального предпринимателя, не представил. Учитывая указанное, а также потребность заказчика в проведении дезинфекции объектов ветеринарного надзора и профилактики инфекционных болезней животных, факт соответствия установленным в аукционной документации характеристикам продукции нескольких производителей, а также значительную экономию бюджетных средств, Комиссия Челябинского УФАС России считает, что доводы обращения ИП Шпакова М.А. не нашли своего подтверждения.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ИП Шпакова М.А. не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июня 2017 г. N 146-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017