Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2017 г. N 390-ж
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы АО "КТЦ "Металлоконструкция", ООО "АМЕГА", ООО "Альфа-СтройТранс" (далее - Заявители) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область, устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область (изв. N 0369100028417000066) (далее - аукцион) в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N 55 от 29.06.2017;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 55 от 29.06.2017;
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности N 54 от 29.06.2017;
- представителя АО "КТЦ "Металлоконструкция", действующего на основании доверенности N 187 от 26.06.2017;
- в отсутствие представителей ООО "АМЕГА" и ООО "Альфа-СтройТранс", надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы АО "КТЦ "Металлоконструкция", ООО "АМЕГА" и ООО "Альфа-СтройТранс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область, устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область (изв. N 0369100028417000066), объявленного путем размещения в Единой информационной системе 25.05.2017 извещения о проведении запроса котировок на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 83 932 580 рублей 00 копеек.
По состоянию на 29.06.2017 контракт по результатам аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам, изложенным в жалобе АО "КТЦ Металлоконструкция", Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указывает следующее:
1. законодательство о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии материалы, которые будут использованы при выполнении работ, в связи с чем, требование об указании в заявке колометрических характеристик материалов не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку такие характеристики могут быть установлены только при проведении соответствующих измерений;
2. работы, указанные в документации об аукционе, не относятся к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, вследствие чего Заказчик необоснованно предъявил к участникам требование о наличии у них опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"(далее - Постановление N 99).
Согласно доводам, изложенным в жалобе ООО "АМЕГА", Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы, которые на должны быть выполнены на различных дорогах, которые технологически и функционально не связаны между собой. Указанное нарушение, по мнению Заявителя, приводит к ограничению числа участников закупки.
Согласно доводам, изложенным в жалобе АО "Альфа - Стройтранс", Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе. В обоснование доводов Заявитель указывает следующее:
1. работы, указанные в документации, относятся к работам по выполнению капитального ремонта объекта капитального строительства, следовательно, Заказчик неправомерно установил в документации требование о необходимости самостоятельного выполнения работ Подрядчиком без привлечения других лиц к к исполнению, поскольку указанное требование необходимо устанавливать только при выполнении работ по строительству и реконструкция объектов капитального строительства;
2. в соответствии с положениями частей 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса (далее - ГрК РФ) в случае, если объектом закупки является выполнение строительных работ, то условием допуска участника закупки выступает наличие свидетельства СРО по организации строительства, соответственно, требование о наличии у участника закупки свидетельства СРО по пунктам 20, 25 установлено Заказчиком неправомерно;
3. в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила распределения между конкретными и неконкретными характеристиками, понятие диапазонных значений, способы их обозначения и применения, правила открытия и закрытия множеств, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе;
4. требование об указании в заявке характеристик материалов, которые будут использованы при выполнении работ, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку такие характеристики могут быть установлены только при проведении соответствующих измерений;
5. в ряде случаев Заказчик указывает в описании объекта закупки конкретное значение показателя материала, что не позволяет участнику закупки предложить иных характеристики материалов, что ведет к ограничению конкуренции;
6. пункты 7 и 8 Технического задания представляют собой описание характеристик "Кислорода технического газообразного" и "Ацетилена газообразного технического", установление требований к таким товарам противоречит законодательству о контрактной системе, поскольку указанные товары не являются предметом закупки.
Представители Заказчика с доводами жалоб не согласились и пояснили следующее.
1. В настоящее время на территории РФ имеется множество производителей, которые занимаются производством дорожных знаков. При этом, такие производители имеют возможность изготовить дорожные знаки с различными характеристиками, которые будут соответствовать стандартам. При этом, такие характеристики будут отражены в паспорте.
Вместе с тем, имеются также хозяйствующие субъекты, которые самостоятельно не производят такие материалы, вследствие чего, некоторые характеристики могут быть не указаны в паспорте товара.
Представитель Заказчика также отметил, что любой товар проходит различные измерения, однако результаты таких измерений могут быть не отражены в паспорте товара.
На заседании комиссии представители Заказчика обратили внимание, что АО "КТЦ "Металлоконструкция" и ООО "Альфа-СтройТранс" не представили доказательств, которые бы обосновывали позицию о том, что ряд характеристик возможно уточнить в результате проведения испытания партии товара. Более того, Заявитель не представил доказательства ограничения конкуренции.
2. Работы, указанные в документации об аукционе относятся к работам по выполнению строительных работ. Более того, указанный факт подтверждается положительными заключениями государственной экспертизы. Из этого следует, что заказчик обязан предъявлять к участникам требования на основании части 2 статьи 31 и Постановления N 99, Постановления Правительства N 570 от 15.05.2017.
3. Заказчик, принимая решения о проведении закупок N 0369100028417000039 и N 0369100028417000050, не учел необходимость установления требования о выполнении Подрядчиком части работ самостоятельно. По этой причине закупки были отменены.
Представитель Заказчика на заседании комиссии указал, что работы объединены в один лот, поскольку на этих дорогах выполняется один вид работ, целевая принадлежность одна.
Вместе с тем, представитель Заказчика подтвердил, что у дороги находятся на территории двух различных субъектов - Челябинской области и Курганской области, и имеют разные категории.
4. Поскольку работы, указанные в документации, относятся к работам по строительству, то в силу части 2 статьи 52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, то есть само лицо должно соответствовать требованиям, установленным в статье 52 ГрК РФ.
При условии, что Подрядчик должен выполнить часть работ самостоятельно, то Заказчик обязан предъявить требование к участникам о наличии у него допуска СРО на выполнение тех работ, которые выполняются им самостоятельно.
5. Документация об аукционе дает участнику аукциона возможность предложить материалы, которые будут входить в диапазон, определенный Заказчиком. При этом, слова "не более", "не менее", "от _ до ..." устанавливает лишь предельное значение показателей.
Таким образом, Заявитель имеет право предложить материалы, которые будут отличны от цифрового значения показателя, установленного в описании объекта закупки, но при этом будет входить в предельный диапазон значений, который установлен в документации.
Из этого следует, что инструкция по заполнению заявки должна содержать сведения, которые позволяют участнику предложить конкретные показатели материалов, которые будут использованы при выполнении работ.
6. Значение показателей, которые заданы конкретными значениями, обусловлены положениями проектной документации, на основании которой выполняются работы. По этой причине Заказчик не может установить в документации иной диапазон значений.
7. При производстве работ, Заказчик заинтересован в качественном выполнении работ, по этой причине все дополнительные материалы, которые используются при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным в Заказчиком в документации.
Представители ООО "АМЕГА", ООО "Альфа-СтройТранс" на заседание комиссии не явились, ходатайств не заявляли.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Вся указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке требований, предъявляемых к выполняемым работам, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы Заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований Заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны Заказчика должным исполнением контракта.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
1.1.Как видно из аукционной документации, Заказчик в пункте 3 Приложения N 4 к документации об электронном аукционе "Значения товаров, используемых при выполнении мероприятий по обеспечению безопасности", указал, что при выполнении работ необходимо использовать следующие материалы:
3 |
Сигнальные флажки на дорожном ограждении |
Сигнальные флажки выполнены из стального оцинкованного корпуса. Толщина пластин корпуса щитка составляет 0,8 мм. Оцинкованная поверхность соответствует требованиям ГОСТ 9.307-89 и имеет толщину 80 мкм. Световозвращающая пленка: - тип пленки лицевой поверхности дорожного знака - высокоинтенсивная типа Б в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290 Фотометрические характеристики: - коэффициент световозвращения при угле освещения =20°, кд лк м: для белого, серебристого 85,0 для красного 12,0. Колориметрические характеристики: - координаты цветности (х, у) угловых точек цветовых областей при геометрии измерения 45°/0°: для белого, серебристого - х=0,285, у=0,325; х=0,335,у=0,375; х=0,355,у=0,355; х=0,305; у=0,305. для красного - х=0,569,у=0,341;х=0,655 у=0,345; х=0,690,у=0,310;х=0,595;у=0,315. - коэффициент яркости , %: для белого, серебристого - 27,0 для красного - 5,0 - тип пленки для маркировки знака - тип А. |
По мнению АО "КТЦ "Металлоконструкция", колориметрические характеристики товара, могут быть определены только путем испытания определенной партии товара.
В настоящее время в отношении указанных материалов действует ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
Пунктом 5.6.1 ГОСТ Р 52290-2004 определены координаты цветности угловых точек. При этом, такие координаты определены конкретным значением без указания минимальных и максимальных предельных значений.
При этом, проанализировав пункт 3 Приложения N 4 к документации об электронном аукционе "Значения товаров, используемых при выполнении мероприятий по обеспечению безопасности", антимонопольный орган отмечает, параметры цветности установлены в соответствии с ГОСТР 52290-2004.
Таким образом, параметры, которые, по мнению Заявителя, могут быть уточнены только по результатам проведения каких-либо испытаний, являются стандартными и могут быть определены уже на этапе производства такого товара, поскольку производители при изготовлении тех или иных деталей обязаны использовать государственные стандарты.
Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что к жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалоба Заявителя не содержит доказательств, свидетельствующих об ограничении конкуренции, в том числе количества участников рассматриваемой закупки.
Более того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности установления колометрических характеристик материалов, которые используются при выполнении работ на этапе производства таких материалов. Заявитель принял участие в указанном аукционе и указал в своей заявке конкретные характеристики товара, который будет использоваться при выполнении работ.
Таким образом, довод АО "КТЦ "Металлоконструкция", согласно которому колориметрические характеристики товара могут быть определены только путем испытания определенной партии товара, не обоснованы ввиду недоказанности.
1.2. Как видно из аукционной документации, Заказчик в пункте 1 Приложения N 4 к документации об электронном аукционе "Значения товаров, используемых при выполнении мероприятий по обеспечению безопасности", указал, что при выполнении работ необходимо использовать следующие материалы:
1 |
Барьерное ограждение У5 |
- значение уровня, кДж - не менее 350 - толщина цинкового покрытия для основных деталей - не менее 80 мкм - толщина цинкового покрытия для крепежных деталей - не менее 30 мкм |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Осевое барьерное ограждение У4 |
- Толщина цинкового покрытия основных деталей должна быть от 80 до 200 мкм. - Толщина цинкового покрытия крепежных деталей (метод диффузного цинкования) должны быть от 15 до 50 мкм. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Световозращатели дорожные КД5-БК2 |
коэффициент световозвращения световозвращающего элемента должен быть не менее 80% первоначального значения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Дорожные знаки |
Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) (кд лк(-1) м(-2) знаков со световозвращающейся поверхности при угле наблюдения =20° должен быть не менее значений, указанных в таблице:
|
По мнению ООО "Альфа-СтройТранс", требование об указании в заявке характеристик материалов, которые будут использованы при выполнении работ, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку такие характеристики могут быть установлены только при проведении соответствующих измерений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время в отношении Барьерных ограждений действует ГОСТ Р 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей".
В отношении осевых барьерных ограждений действует ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия".
При производстве световозращателей дорожных используется ГОСТ Р 50971-2011. "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения".
В отношении дорожных знаков применяется ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
При этом, антимонопольным органом на заседании комиссии установлено, что все указанные характеристики полностью соответствуют показателям, установленным стандартами.
Таким образом, параметры, которые, по мнению Заявителя, могут быть уточнены только по результатам проведения каких-либо испытаний, являются стандартными и могут быть определены уже на этапе производства такого товара, поскольку производители при изготовлении тех или иных деталей обязаны использовать государственные стандарты. Более того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности определить такие характеристики материалов, которые используются при выполнении работ на этапе производства таких материалов. Необходимо отметить, что на участие в аукционе поступило 2 заявки, при этом, оба участника закупки указали в своих заявках конкретные характеристики товаров по рассматриваемым позициям, которые будут использоваться при выполнении работ.
Таким образом, довод ООО "Альфа-СтройТранс", согласно которому Заказчик не вправе требовать указания в заявке характеристик товара, которые могут быть определены только путем испытания определенной партии товара, не обоснованы ввиду недоказанности.
1.3. В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Из толкования указанной нормы следует, что для качественного выполнения работ необходимо, чтобы все работы выполнялись в точном соответствии с проектной документацией.
Как следует из документации, Подрядчик выполняет работы в соответствии с проектной документацией. При этом, на заседание комиссии представлены положительные заключения экспертизы по объектам:
- выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область,
- устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область.
Как видно из аукционной документации, Заказчик в описании объекта закупки установил следующие характеристики материалов, которые должны быть использованы Подрядчиком при выполнении работ:
2 |
Осевое барьерное ограждение У4 |
Конструкции барьерного ограждения, материалы для их изготовления и световозвращатели соответствуют требованиям: - уровень удерживающей способности У4 - значение уровня, кДж 300 |
3 |
Сигнальные флажки на дорожном ограждении |
Оцинкованная поверхность соответствует требованиям ГОСТ 9.307-89 и имеет толщину 80 мкм. |
Антимонопольный орган отмечает, что значение показателей, которые заданы конкретными значениями обусловлены положениями проектной документации, на основании которой выполняются работы. По этой причине Заказчик не мог установить в документации диапазон значений, поскольку в таком случае участник закупки имел бы возможность предложить материал, характеристики которого будут соответствовать диапазону, однако не будут соответствовать проектной документации, что свою очередь может привести к выполнению работ не в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, довод жалобы ООО "Альфа-СтройТранс", согласно которым Заказчик указывает в описание объекта закупки конкретное значение показателя материала, что не позволяет участнику закупки предложить иных характеристики материалов, не обоснован.
1.4. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что Заказчик не вправе устанавливать в документации требование о необходимости указания в первой части заявки характеристик товаров, которые не являются предметом закупки.
Согласно аукционной документации, Заказчик указал, что участнику необходимо указать в заявке характеристики "Кислорода технического газообразного", "Ацетилена газообразного технического".
Как пояснил представитель Заказчика, качество выполненных работ зависит от многих факторов, в том числе и от качества материалов, которые используются при выполнении сварочных работ.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает, что указанный товар используется в процессе производства работ. Иными словами, для Заказчик имеет значение только качество конечного результата работ, а также качество тех материалов, которые напрямую относятся к предмету контракта.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Альфа-СтройТранс", согласно которым установление в документации требования о необходимости предоставления участниками закупки в 1 части заявки сведений о характеристиках "Кислорода технического газообразного" и "Ацетилена газообразного технического" противоречит законодательству о контрактной системе, обоснован, поскольку указанный товар не является предметом закупки.
Действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям с учетом специфики объекта закупки, в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 63, пунктом 2 части 1, частью 3 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены виды товаров, работ, услуг, при закупке которых необходимо устанавливать дополнительные требования, в том числе выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей
При этом дополнительным требованием, которое заказчик должен установить к участнику при осуществлении закупки данных работ, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с примечанием <*> требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Подпунктом 8 пункта 13.1 Документации установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки, а именно наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (относящихся к группе работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства), за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом, согласно, участник закупки должен представить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Представителем Заказчика на заседании комиссии к материалам дела приобщены положительные заключения государственной экспертизы по объектам:
- выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область,
- устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область.
При этом, в обоих случаях указано, что при выполнении работ осуществляется новое строительство.
Из этого следует, что работы, указанные в документации об аукционе являются работами по строительству, начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 932 580 рублей, следовательно, Заказчик правомерно предъявил к участникам требование о необходимости наличия у них опыта исполнения контрактов на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке.
Более того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт того, что работы, указанные в документации, не относятся к работам по выполнению строительных работ.
Таким образом, довод АО "КТЦ "Металлоконструкция", согласно которому работы, указанные в документации об аукционе не относятся к работам по выполнению работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, вследствие чего Заказчик необоснованно предъявил к участникам требование о наличии у них наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, не обоснованы ввиду недоказанности.
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 19 и 25 Приложению к Постановлению N 570 работы по обустройству автомобильной дороги отнесены к видам работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Заказчиком в пункте 18 документации определены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту:
- Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
- Работы по обустройству автомобильной дороги.
По мнению Заявителя, указанные работы относятся к выполнению работ по капитальному ремонту.
Как указано ранее, в обоих случаях при выполнении работ осуществляется новое строительство.
Таким образом, Заказчик правомерно установил в документации требование о необходимости выполнения Подрядчиком части работ самостоятельно на основании Постановления N 570.
Более того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт того, что работы, указанные в документации, относятся к работам по выполнению работ по капитальному ремонту.
Таким образом, довод АО "Альфа - Стройтранс" о том, что работы, указанные в документации относятся к работам по выполнению капитального ремонта объекта капитального строительства, следовательно, Заказчик неправомерно установил в документации требование о необходимости самостоятельного выполнения работ Подрядчиком без привлечения других лиц к исполнению, не обоснован.
4. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 4 статьи 52 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, необходимо учитывать, что Постановлением N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Как видно из пункта 13.1 документации, участник закупки должен соответствиовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624 (далее - Приказ N 624), и в соответствии с суммой, на которую участник вправе заключать договоры по организации строительства, исходя из взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
При этом, Заказчиком определены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи:
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ;
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно;
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты.
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Челябинское УФАС России отмечает, что Подрядчик должен иметь свидетельство СРО не только на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но также и свидетельства СРО по конкретным видам работ, которые должны быть выполнены в результате исполнения контракта, поскольку часть таких работ должна быть выполнена Подрядчиком самостоятельно.
Из этого следует, что действия Заказчика по установлению требования о наличии у участников закупки свидетельства СРО по пунктам 20, 20.5, 20.8, 20.12, 25, 25.6, 25.7 Приказа N 624 не противоречит законодательству о контрактной системе.
Довод жалобы ООО "Альфа-СтройТранс" не обоснован.
5. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по ее заполнению.
Исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна максимально точно определять порядок и правила заполнения заявки. Инструкция обеспечивает правильное понимание участниками закупки положений аукционной документации, в частности, технического задания.
При этом, положения инструкции не должны носить противоречивый характер, поскольку это может ввести в заблуждение участников, ограничить количество участников закупки, а также может привести к необоснованному допуску либо отказу участников к участию в аукционе.
Вместе с тем, законодательством о контрактной системе не определено, что должна содержать инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
В пункте 2.6 документации установлена инструкция по заполнению заявки. При этом сказано, что слова "или", "не более" и "не менее", "от" и "до", "более" или "менее", или аналогичные по смыслу слова, сведения или значения, не позволяющие однозначно трактовать конкретные показатели товаров, в сведениях о конкретных показателях используемого товара в первой части заявки, предоставляемых участником размещения заказа, недопустимы.
Из этого следует, что документация об аукционе дает право участнику аукциона предложить материалы, которые будут входить в диапазон, определенный Заказчиком. При этом, слова "не более", "не менее", "от _ до ..." устанавливает лишь предельное значение показателей.
Таким образом, участники аукциона имеют право предложить материалы, которые будут отличны от значения показателя, установленного в описании объекта закупки, но при этом, будут входить в предельный диапазон значений, который установлен в документации.
Из этого следует, что инструкция по заполнению заявки должна содержать сведения, которые позволяют участнику предложить конкретные показатели материалов, которые будут использованы при выполнении работ.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки, установленная Заказчиком, позволяет определить порядок и правила заполнения заявки.
При этом законодательством о контрактной системе не установлено императивное требование о необходимости указания в инструкции правил распределения между конкретными и неконкретными характеристиками, понятия диапазонных значений, способов их обозначения и применения, правил открытия и закрытия множеств.
Таким образом, довод жалобы ООО "Альфа-СтройТранс", согласно которому в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствуют правила распределения между конкретными и неконкретными характеристиками, понятие диапазонных значений, способы их обозначения и применения, правила открытия и закрытия множеств, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе, не обоснован.
6. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
В силу части 3 статьи 17 указанного Закона наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, при определении технологической и функциональной взаимосвязи предмета закупки необходимо исходить из совокупности двух критериев: технологической взаимосвязи работ и функциональной взаимосвязи работ.
С точки зрения лингвистического подхода понятие функция - означает деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/51082. Современная энциклопедия. 2000).
При этом, термин взаимосвязь трактуется как связь между двумя или более сущностями, имеющая важное значение для достижения некой намеченной цели (ГОСТ Р 54136 2010. Системы промышленной автоматизации и интеграция).
Так же, взаимосвязь - это взаимозависимость, взаимоотношение; координация, контакт, общение, связь, корреляция, взаимосвязанность (http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. - М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011); взаимосвязь - это взаимная обусловленность объектов друг другом (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p, Большой Энциклопедический словарь. 2000).
Таким образом, функциональную взаимосвязь работ необходимо рассматривать как взаимозависимость, взаимообусловленность работ (деятельности), направленной на достижение единой цели.
Тогда как, под технологической взаимосвязью работ необходимо понимать взаимозависимость, взаимообусловленность объектов (элементов), на которых указанные работы (деятельность) выполняются.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлены следующие обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии технологической взаимосвязи объектов.
Как следует из документации о закупке (ведомость объемов и стоимости работ (Приложение 1 к государственному контракту), технического описания (Приложение N 1 к информационной карте), проектно-сметной документации заказчику требуется выполнить работы на следующих участках:
- автомобильная дорога М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км (Челябинская область);
- автомобильная дорога Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440 (Курганская область).
Указанные работы выполняются на разных автомобильных дорогах, которые не связаны и не пересекаются друг с другом, а также находятся в различных субъектах Российской Федерации, что подтверждает отсутствие технологической взаимосвязи указанных объектов капитального строительства.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения (далее - Перечень).
В таблице, являющейся неотъемлемой частью Постановления, указаны учетные номера автомобильных дорог, их наименование, идентификационные номера автомобильных дорог.
Таким образом, постановлением прямо предусмотрено, что каждая автомобильная дорога, поименованная в нормативном акте и имеющая средства идентификации, представляет собой отдельный объект в рамках всей дорожной сети Российской Федерации, а именно:
-М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск с идентификационным номером 00 ОП ФЗ М-5 (Е30, АН6, АН7, СНГ).
- Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган с идентификационным номером 00 ОП ФЗ Р-354.
В данном случае автомобильные дороги, входящие в состав одного лота, технологически и функционально не связаны между собой. Более того, эти участки автомобильных дорог федерального значения находятся на территории различных субъектов Российской Федерации - Челябинской области и Курганской области.
Необходимо также отметить, что представитель Заказчик подтвердил, что указанные дороги относятся к дорогам различных категорий:
- М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск - IB категория;
- Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган - III категория.
Кроме того, отсутствие функциональной взаимосвязи объектов выражается также в следующем.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что на каждый участок автомобильной дороги разработана отдельная проектная документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения строительства.
В ведомости объемов и стоимости работ по каждому объекту также выделены отдельно объемы, виды и стоимость работ.
При этом, частью 1 статьи 55 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, выполнение работ на каждой автомобильной дороге осуществляется на основании отдельной проектной документации, по результатам осуществления которой заказчик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию каждого объекта.
При этом, взаимосвязь между автомобильными дорогами, а именно: зависимость выполнения работ на разных дорогах, заказчиком на заседании Комиссии не подтверждена.
Кроме того, на участие в аукционе поступило 2 заявки, по результатам рассмотрения первых частей заявок соответствующей признана только 1 заявка, аукцион признан несостоявшимся.
До объявления рассматриваемого аукциона Заказчиком проведены следующие закупки:
- выполнение работ по объекту "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область" (извещение N 0369100028417000039) с начальной максимальной ценой контракта 26 643 180 рублей;
- выполнение работ по объекту "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Установка осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область" (извещение N 0369100028417000050) с начальной максимальной ценой контракта 57 289 400 рублей.
Объявляя новую закупку по проведению работ по строительству указанных объектов, заказчик принял решение объединить все работы по объектам в один лот.
Формирование лотов, а также определение их содержания является правом заказчика. Однако следует отметить, что в силу части 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Вместе с тем, укрупнение лота приводит к необходимости внесения участником закупки обеспечения заявки и предоставления обеспечения исполнения контракта в большем размере, что требует большего объема финансовых ресурсов и может привести к уменьшению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, что противоречит части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Амега" обоснованы.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы АО "КТЦ "Металлоконструкция" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область, устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область (изв. N 0369100028417000066) необоснованными.
2. Признать доводы жалобы ООО "АМЕГА" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область, устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область (изв. N 0369100028417000066) обоснованными.
3. Признать доводы жалобы ООО "Альфа-СтройТранс" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, установке осевого барьерного ограждения на автомобильной дороге М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 1844+000 - км 1871+037, Челябинская область, устройству искусственного электроосвещения на автомобильной дороге Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган на участке км 279+394 - км 282+440, Курганская область (изв. N 0369100028417000066) частично обоснованными:
- обоснованными в части неправомерного установления требования о необходимости предоставления участниками закупки в 1 части заявки сведений о характеристиках "Кислорода технического газообразного" и "Ацетилена газообразного технического;
- в остальной части необоснованными.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
5. Выдать Заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Н.В. Сапрыкина |
Члены комиссии |
К.А. Долгополова |
|
А.Ф. Яныбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 июня 2017 г. N 390-ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017