Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2017 г. N 424-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ДАЙВЕР" на действия заказчика при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона N42954-2017-ЭА на поставку ноутбуков (изв. N 0169300000117001931) в присутствии:
- директора МБОУ "СОШ N 109 г. Челябинска" (далее - заказчик), действующего на основании приказа Управления по делам образования Администрации города Челябинска от 25.01.2008 N 7-к;
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - уполномоченный орган), действующего на основании доверенности от 26.01.2017 N 6;
- представителей ООО "ДАЙВЕР" (далее - Общество, заявитель), действующих на основании доверенностей от 29.06.2017 N 19, от 29.06.2017 N 20,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.06.2017 поступила жалоба ООО "ДАЙВЕР" на действия заказчика при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона N42954-2017-ЭА на поставку ноутбуков (изв. N 0169300000117001931) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик, уполномоченный орган 02.06.2017 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 230 800,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 13.06.2017 в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком к ООО "ДАЙВЕР" неправомерно применены преференции, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155). По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации некорректно изложены требования к документам, предоставляемым участниками аукциона в составе заявки в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара условиям, запретам, ограничениям, установленным согласно статье 14 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
На участие в рассматриваемом аукционе не подано заявок, удовлетворяющих требованиям пункта 3 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (далее - Постановление Правительства РФ N 968). В данном случае, ограничения, предусмотренные указанным Постановлением, не применяются. Вместе с тем, в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными данным постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Приказом N 155. Исходя из данного Приказа, контракт с победителем аукциона, предложившим в заявке радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, предложенной участником, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Заслушав пояснения заявителя, заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка ноутбуков (код по ОКПД2 26.20.11.110 "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата").
Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ N 968 перечень отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения и условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в утвержденный Приказом N 155 перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются условия допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 13 Приказа N 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к Приказу Перечне, является декларация участника закупки.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в указанный перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N 968 для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 данного Постановления;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 данного Постановления;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 данного Постановления;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 данного Постановления.
Информация об установлении предусмотренных Приказом N 155, Постановлением Правительства РФ N 968 условий, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, содержится в извещении о проведении аукциона.
В пункте 13 части 2 Информационной карты аукциона с наименованием "Документы (или копии документов), представляемые в составе 2 части заявки, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Нормативные правовые акты, устанавливающие национальный режим. Сведения об установлении условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, запретов, ограничений" указано, что установлено приказом Министерства экономического развития N 155 от 25.03.2014 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для подтверждения страны происхождения продукции Российской Федерации должна быть представлена копия одного из следующих документов:
- специальный инвестиционный контракт;
- подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции;
- выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационногооборудования российского происхождения (при наличии);
- сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции.
Ограничения и условия допуска установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Фактически требования к документам, которые необходимо представить участникам в составе заявки в качестве подтверждения соответствия предлагаемого к поставке товара условиям, запретам, ограничениям, предусмотренным согласно статье 14 Закона о контрактной системе, установлены заказчиком с учетом Постановления Правительства РФ N 968.
Согласно материалам дела, на участие в закупке подано десять заявок.
Участник с порядковым номером 7 отозвал заявку. Участником с порядковым номером 1 к поставке предложен ноутбук в комплектации с мышью 156 СHN (Китай). В заявке с порядковым номером 2 указана информация о ноутбуке HP 17-x005ur (Китайская народная республика) в комплектации с мышью USB Gembird MUSOPTI9-901U (Китайская народная республика). Заявка участника с порядковым номером 3 содержит предложение о поставке ноутбука HP 17-x005ur в комплектации с мышью Defender Optimum MM-140 USВ (Китай). Участником с порядковым номером 4 к поставке предложен ноутбук Hewlett Packard (Китайская народная республика) в комплектации с мышью Sven (Китайская народная республика). В заявке участника с порядковым номером 5 содержится предложение о поставке ноутбука в комплектации с мышью, страной происхождения которого является Китай. В заявке с порядковым номером 6 указана информация о ноутбуке HP 17-x005ur (Китай) в комплектации с мышью Oklick 185M (Китай). Участником с порядковым номером 8 в заявке предложен ноутбук HP 17-x005ur (производитель Hewlett Packard Со, Китай) в комплектации с мышью Gembird MUSOPTI9-901U (производитель Gembird Electronics Ltd, Китай). Заявка участника с порядковым номером 9 содержит предложение о поставке ноутбука в комплектации с мышью Dexp Aquilon (Россия). Участником с порядковым номером 10 к поставке предложен ноутбук Lenovo (Китай) в комплектации с мышью Logitech (Китай).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 14.06.2017 участники допущены к участию в электронном аукционе.
Исходя из содержания протокола проведения аукциона от 19.06.2017, в торгах участвовали участники с порядковыми номерами 1, 2, 3, 5, 9, 10.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.06.2017 заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным в аукционной документации. Победителем аукциона стало ООО "ДАЙВЕР" (порядковый номер 2), заявка которого содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения.
Однако Постановление Правительства РФ N 968 не подлежит применению, поскольку на участие в определении поставщика не подано заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, производимых на территории Российской Федерации различными производителями. В связи с этим, заявка ООО "ДАЙВЕР" не подлежит отклонению аукционной комиссией.
Вместе с тем, в пункте 4 Постановления Правительства РФ N 968 указано, что в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными данным постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Министерством экономического развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Таким образом, контракт с победителем аукциона ООО "ДАЙВЕР", предложившим в заявке радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, предложенной Обществом, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Как установлено материалами дела, ООО "ДАЙВЕР" предложена цена контракта в размере 198 484,00 рублей. Заказчиком в единой информационной системе для подписания Обществом размещен проект контракта с ценой 168 711,40 рублей, т. е. с ценой, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В данном случае, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика по применению преференций к ООО "ДАЙВЕР", предложившему к поставке радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, обязанность установления в документации об аукционе всех необходимых в рамках осуществления закупки требований и условий возложена на заказчика. Указание данных требований, условий способствует отражению в единой информационной системе полной и достоверной информации об осуществляемой заказчиком закупке.
В пункте 2.1.4 проекта контракта предусмотрена обязанность поставщика предоставить заказчику на товар товарно-сопроводительные документы (счета, счета-фактуры, накладные) и все требуемые законодательством РФ документы, регламентирующие качество товара и подтверждающие его соответствие требованиям безопасности, такие как: сертификаты качества (если товар сертифицируется), декларации соответствия и другие документы, предусмотренные законом. Вся документация, прилагаемая к товару должна быть на русском языке.
Вместе с тем, заказчиком не конкретизированы другие предусмотренные законом документы, которые необходимо предоставить поставщику на поставляемый товар.
Также из пункта 2.1.4 проекта контракта следует, что поставщик обязан предоставить заказчику на поставляемый товар и сертификат качества, и декларацию соответствия.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 сертификат соответствия выдается исключительно на товары, включенные в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а декларация соответствия выдается на товары, включенные в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, установление заказчиком в пункте 2.1.4 проекта контракта требования об одновременном предоставлении поставщиком сертификата качества и декларации соответствия может привести к невозможности надлежащего исполнения условий контракта, а также к нарушению прав и законных интересов сторон. Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем оформлении заказчиком условий контракта и, как следствие, о нарушении им пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В пунктах 4.1, 5.1 проекта контракта указано, что на момент поставки товар должен соответствовать требованиям, предусмотренным законом. Товар должен соответствовать обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для данного вида товара действующим законодательством РФ.
Вместе с тем, заказчиком не конкретизировано, каким именно требованиям, предусмотренным законом, должен соответствовать товар на момент поставки. Также не конкретизированы обязательные требования к качеству и безопасности, которым должен соответствовать поставляемый товар.
При этом, как пояснено представителями заказчика, в отношении ноутбуков такие требования не предусмотрены.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в пунктах 4.1, 5.1 проекта контракта установлены ненадлежащие условия исполнения контракта, не позволяющие определить требования к документам, подтверждающим качество товара и самого товара.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ДАЙВЕР" на действия заказчика при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона N42954-2017-ЭА на поставку ноутбуков (изв. N 0169300000117001931) необоснованными.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июля 2017 г. N 424-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017