Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновского района", администрации Кореновского городского поселения Кореновского района при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети в г.Кореновске: ул.Флотская от дома N1 до ул. Лермонтова в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N 0818300032817000059) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: 1) запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, нарушает положения Закона о контрактной системе; 2) в Извещении Заказчиком установлены преимущества, однако в документации преимущества не установлены; 3) требования установленные Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" нарушают положения ст.33 Закона о контрактной системе (поз.1, 5, 19, 20, 21).
Заказчиком, уполномоченным органом представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Муниципальный заказ Кореновского городского поселения Кореновского района" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту улично-дорожной сети в г.Кореновске: ул.Флотская от дома N1 до ул. Лермонтова в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края" (извещение N 0818300032817000059). Заказчик - администрация Кореновского городского поселения Кореновского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 728 656,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) отменено постановлением Правительства Российской Федерации N 672 от 02.06.2017, которое вступило в силу с 10.06.2017 (в соответствии с п.6 Указа Президента Российской Федерации N 763 от 23.05.1996 с 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу). Извещение было размещено в единой информационной системе 09.06.2017.
Согласно п.1) ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу п.3), п.4) ч.4 ст.27 Закона о контрактной системе преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок: субъектам малого предпринимательства; социально ориентированным некоммерческим организациям.
На основании п.4) ст.42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 5) части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Преимущества и требования к участникам | ||
Преимущества |
Не установлены |
|
|
Документация электронного аукциона содержит Раздел 1 "Информационная карта" электронного аукциона, где Заказчиком установлено:
10 |
Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Предусмотрены. Участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации |
20 |
Преимущества, предоставляемые субъектам малого предпринимательства |
Установлены |
21 |
Преимущества, предоставляемые социально ориентированным некоммерческим организациям |
|
|
Таким образом, в Извещении и аукционной документации установлена противоречивая информация. Представитель уполномоченного органа пояснил, что функционал сайта не позволяет установить преимущество СОНО и СМП.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки". В "Сведениях о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
N п/п |
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя (тип 1) |
Требование к значению показателя (тип 2) |
Единица измерения |
Требование к значению показателя (тип 3) |
1 |
Пиломатериалы хвойных пород |
1 |
Тип пиломатериала |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть бруски обрезные |
2 |
Грани кромок |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должны быть параллельные |
||
3 |
Толщина |
Должна быть не менее 40 |
Должна быть не более 75 |
мм |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
4 |
Ширина |
Должна быть не менее 75 |
Должна быть не более 150 |
мм |
|
||
5 |
Сорт |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть 3 |
||
6 |
Длина |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
м |
Должна быть от 4 до 6,5 |
||
7 |
Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Должны быть не более _2,0 |
мм |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
8 |
Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Должны быть не более _3,0 |
мм |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
5 |
Раствор строительный |
1 |
По основному назначению |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть кладочный |
2 |
По средней плотности |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть легкий |
||
3 |
По применяемым вяжущим |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть простой |
||
4 |
Марка по подвижности |
Должна быть не менее Пк2 |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
5 |
Марка по морозостойкости |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Должна быть более F50 |
- |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
6 |
Марка по прочности на сжатие в проектном возрасте |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должна быть М100 |
||
7 |
Вяжущий материал |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть портландцемент или шлакопортландцемент |
||
8 |
Заполнитель |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть золошлаковый песок или песок для строительных работ |
||
9 |
Вид и марка вяжущего |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Должен быть ПЦ-Д20 400 или ШПЦ |
||
20 |
Щебень |
1 |
Фракция |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
мм |
Должна быть св. 40 до 80(70) |
2 |
Марка по морозостойкости |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Должна быть не более F100 |
- |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
||
3 |
Марка по дробимости |
Должна быть не менее 200 |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
- |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Документация электронного аукциона содержит "Инструкцию по заполнению заявки" в которой установлено: "Участником закупки при указании конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к вариантам значений показателей (характеристик) товаров, должны быть указаны значения показателей (характеристик) в виде одного значения показателя (характеристики) для таких показателей (характеристик), определенных в первом типе, во втором типе, в третьем типе".
По поз.1 "Пиломатериалы хвойных пород" установлены требования,
Толщина |
Должна быть не менее 40 |
Должна быть не более 75 |
мм |
Требование к показателю данного типа не предъявляется |
Ширина |
Должна быть не менее 75 |
Должна быть не более 150 |
мм |
|
П.2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" установлено, что номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице. Номинальные размеры толщины и ширины мм.
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
Таким образом, участнику закупки необходимо сделать предложение по характеристике "толщина" не менее 40 и не более 75, "ширина" не менее 75 и не более 750, что не противоречит требованиям ГОСТ 24454-80, в связи с чем доводы заявителя не находят своего подтверждения.
По поз.5 "Раствор строительный" Заказчиком установлено "Марка по подвижности должна быть не менее Пк2".
ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", в п.4.11. Морозостойкость растворов характеризуют марками. Для растворов установлены следующие марки по морозостойкости: F10, F15, F25, F35, F50, F75, F100, F150, F200.
П.4.3 В зависимости от подвижности растворные смеси подразделяют в соответствии с таблицей 1.
|
|
|
|
|
|
Марка по подвижности Пк |
Норма подвижности по погружению конуса, см |
||||
Пк1 |
От |
1 |
до |
4 |
включ. |
Пк2 |
Св. |
4 |
" |
8 |
" |
Пк3 |
" |
8 |
" |
12 |
" |
Пк4 |
" |
12 |
" |
14 |
" |
Согласно п.4.2 ГОСТ 28013-98 "Свойства строительных растворов включают свойства растворных смесей и затвердевшего раствора". Таким образом. Заказчиком установлены стандартные показатели, являющиеся назначенными, в связи с чем, доводы заявителя не находят своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает, что по поз.19, 20, 21 "Щебень" Заказчиком установлены требования к марке по морозостойкости, которые устанавливаются методом испытаний. Представители Заказчика, уполномоченного органа с указанным доводом не согласились и пояснили, что согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия": п.4.6.2 Щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
П.5.12 Результаты приемочного контроля и периодических испытаний приводят в документе о качестве, в котором указывают:
_.
- марку щебня (гравия) по прочности (дробимости);
- содержание зерен слабых пород;
- морозостойкость щебня (гравия);
_..
Таким образом, Щебень и гравий должен изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем. Прочность щебня и гравия характеризуют маркой по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре. Таким образом, марку дробимости щебня подтверждает завод-изготовитель, и участник закупки не должен иметь товар на руках, а также специализированное оборудование.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части наличия противоречий между извещением и аукционной документацией при указании информации о преимуществах.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Кореновского городского поселения Кореновского района нарушение ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что функционал ЕИС не позволяет указать в графе преимущества СМП И СОНО. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017