Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС КК филиала ФГУП "Почта России" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Безопасный регион" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона : "Оказание услуг по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления" (извещение N 0318200063917001483) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе и иных нормативно-правовых актов; Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы (услуги) различной природы, что ограничивает права и законные интересы участников закупки; проект контракта содержит противоречивую информацию; п. 2.8 проекта контракта противоречит нормам действующего Законодательства; п. 8.2.2 Технического задания не соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе; разъяснения положений аукционной документации, размещенные Заказчиком в ЕИС, противоречат требованиям, установленным в Техническом задании.
Представители Заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласны. Считают, что аукционная документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Департаментом по регулированию контрактной системы проводился электронный аукцион "Оказание услуг по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления"(извещение N 0318200063917001483). Заказчик- ГКУ КК "Безопасный регион".
Начальная (максимальная) цена контракта - 131 775 000 ,00 рубль.
Краснодарское УФАС России, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14.
Контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) в отношении иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа (ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Краснодарского УФАС России.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Представители Заказчика пояснили, что предметом закупки является оказание услуг по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления). Предмет проводимой закупки представляет собой комплекс действий Подрядчика, направленный на достижение результата, при осуществлении функций, возложенных государством на Заказчика, а также иные структуры, опосредовано задействованные при получении (передачи, формировании) информации, используемой при оказании услуг. Выделение тех или иных задач (услуг) в отдельные конкурсные процедуры приведет к увеличению срока исполнения обязательств и снижению качества оказываемой услуги, что может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся получателями результата оказываемых услуг.
Требования технического задания, а также аукционной документации сформированы с учетом положений аукционной документации и потребности Заказчика, обусловленной необходимостью получения результата в рамках исполнения обязательств.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов ( ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе).
Заявителем не представлено документов, подтверждающих незаконность требований, входящих в предмет закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно разделу 8 "Инструкция по заполнению заявки" если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика.
В п. 8.2.2 раздела 2 "Описание объекта закупки" установлено Исполнитель обязан: производить возврат файлов формата "csv" с определенными индексами для почтового отправления на запоминающем устройстве, используемого в качестве носителя флеш-память непосредственно уполномоченному сотруднику ЦАФ АПОДД в соответствии с журналом сдачи-приема электронных файлов формата "csv" (Приложение N 10) в срок не более 24 часов с момента получения данных.
Количество определенных индексов должно соответствовать количеству сданных для определения индексов адресов.
По требованию Заказчика загрузка файлов формата "csv" для определения индекса для почтового отправления и возврат файлов формата "csv" с определенными индексами для почтового отправления фиксируются в журнале сдачи-приема электронных файлов формата "csv" (Приложение N 10), который ведется в двух экземплярах (один для Заказчика, другой - для Исполнителя).
По согласованию сторон передача файла формата "csv" может осуществляться по каналам связи. В этом случае необходимость ведения журнала сдачи-приема электронных файлов формата "csv" согласовывается с Заказчиком.
Представители Заказчика пояснили, что от Исполнителя не требуется заполнение постановлений о наложении штрафа в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.
При этом, необходимо отметить, что регистрация транспортных средств в ГИБДД осуществляется по паспортным данным, указание индекса места регистрации в паспортных данных не предусмотрено, таким образом для отправки почтового уведомления в адрес получателя Исполнителю будет необходимо установить индекс. Таким образом, условие об определении индекса для почтового отправления установлено Заказчиком обосновано.
Аналогичное требование было установлено Заказчиком в ранее исполняемом контракте, где Заявитель является Подрядчиком, что подтверждает возможность оказания необходимой услуги.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В п. 2.8 проекта контракта установлено следующее: "в случае, если настоящий контракт заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, Заказчик обязан уменьшить сумму, подлежащую уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".
Таким образом, п. 2.8 проекта контракта соответствует ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 2.6, 2.7 проекта контракта указано результат оказанных услуг за отчетный месяц предоставляется Заказчику Исполнителем в первой декаде каждого месяца, следующего за отчетным, за оказанные услуги в период с 01 по 15 декабря 2017 года - не позднее 20 декабря 2017 года. Услуга по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления) считается выполненной только после получения законченного статуса операции с указанием результата:
1. результат - "вручение";
2. результат - "передача на временное хранение".
2.7. Оплата оказанных услуг производится Заказчиком ежемесячно, исходя из количества заказных почтовых отправлений, получивших законченный статус операции, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи услуг (приложение N 3 к контракту) и документа на оплату, предоставленного Исполнителем, а в декабре 2017 года - не позднее 31 декабря 2017 года.
В свою очередь, в п. 4.1.5 проекта контракта установлено: по окончанию оказания услуг предоставить Заказчику результат оказанных услуг с подписанием акта приема-передачи услуг (приложение N 3 к контракту), в срок до 5 числа, следующего за расчетным.
Таким образом, определение порядка предоставления Заказчику результата оказанных услуг в п. 2.6-2.7 и 4.1.5 различно, что противоречит ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3, 4 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть (ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе).
23 июня 2017 года в адрес Заказчика поступил запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания: "Просим сообщить нам информацию по следующему вопросу: в разделе 2. к аукционной документации "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" п.2. Предмет закупки: - пересылку и доставку получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением; Можно считать, что в этом пункте рассматривается пересылка и доставка заказным письмом, тариф на заказное письмо регулируется Приказом ФАС РФ от 20.04.2017 г. N 541/17 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", тариф 47,25 руб. с НДС, при расчете закупки использовался тариф 2016 г. действующий до 3.06.2017 г. Прошу ваших разъяснений в обосновании данного тарифа.".
26 июня 2017 года Заказчиком были размещены разъяснения положений аукционной документации, где в том числе Заказчиком было указано следующее: "_Предметом закупки является оказание услуг по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления) и по условиям контракта предусмотрены исполнителем обеспечения: проверки и корректировки при необходимости почтового адреса получателя, определение индекса для почтового отправления; прием электронных копий постановлений по делу об административном правонарушении для оказания услуги (с учетом соблюдения требований по защите персональных данных); печать копий постановлений по делу об административном правонарушении (с учетом соблюдения требований по защите персональных данных); нанесение на конверт агитационных надписей по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения; вложение и упаковывание копий постановлений по делу об административном правонарушении в конверты; пересылку и доставку получателю копий постановлений по делу об административном правонарушении заказным почтовым отправлением; ежедневное предоставление Заказчику статусов заказных почтовых отправлений_".
При этом требование "проверки и корректировки при необходимости почтового адреса получателя" в составе технического задания отсутствует. Таким образом, разъяснения положений аукционной документации, размещенные Заказчиком, противоречат ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе. Допущенное Заказчиком нарушение ввело в заблуждение Заявителя и не позволило подать ему предложение на участие в электронном аукционе в силу противоречия требований.
Вышеуказанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС КК филиала ФГУП "Почта России" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 34, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГКУ КК "Безопасный регион" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 34, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГКУ КК "Безопасный регион", уполномоченному органу- департаменту по регулированию контрактной системы КК выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N577
по делу NЭА-1442/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 июня 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ФГУП "Почта России" в лице УФПС КК филиала ФГУП "Почта России" на действия ГКУ КК "Безопасный регион" при проведении электронного аукциона : "Оказание услуг по информированию граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения (получение информации в электронном виде, ее печать, подготовка к пересылке, пересылка и доставка получателю заказного почтового отправления" (извещение N 0318200063917001483) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе предписывает:
1. Уполномоченному органу- департаменту по регулированию контрактной системе КК (отраслевой комиссии), Заказчику- ГКУ КК "Безопасный регион" устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 13 ст. 34, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной, а именно: отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 30.06.2017 по делу N ЭА-1442/2017; разместить на официальном сайте.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0318200063917001483). Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 рабочих дней с момента его получения.
5. В срок до 28.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017