Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г. N ЭА-1443/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Авангард-дизайн" (далее - Заявитель) на действия ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт административного здания Отделения ПФР по Краснодарскому краю, по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская,136" (извещение N 0218100003217000040) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует действия (бездействие) Заказчика. В своей жалобе ООО "Авангард-дизайн" указывает, что по результатам рассмотрения дела N ЭА-770/2017 от 16.05.2017 г. в действиях Заказчика установлено нарушение законодательства о контрактной системе и выдано предписание N 384 по делу N ЭА-770/2017 от 16.05.2017 г. об отмене протоколов, составленных в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0218100003217000040), и внесения изменений в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 16.05.2017 по делу N ЭА-770/2017, которое Заказчиком не исполнено в части требований, предъявляемых к техническим характеристикам, используемых материалов (позиции 16-21, 27, 28).
Представителями Заказчика представлены изменения извещения о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГУ - Отделением Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт административного здания Отделения ПФР по Краснодарскому краю, по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская, 136" (извещение N 0218100003217000040).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 000 000,00 рублей.
По указанной закупке Заказчику выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 384 от 16.05.2017 г. по делу N ЭА-770/2017, в том числе, о внесении изменений в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 16.05.2017 по делу N ЭА-770/2017, которое в установленный срок исполнено не в полном объеме.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Технические характеристики материалов" аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в частности:
N пп |
Наименование товара |
Требуемые параметры и значения: технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя |
Значение показателя, ед. изм. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Светильник тип 1 |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
Мощность ламп |
18 Вт |
||
Количество ламп |
4 шт. |
||
Зеркальная параболическая решетка |
наличие |
||
Функция ЭПРА |
наличие |
||
Степень защиты |
не ниже IP20 |
||
Тип установки |
встраиваемый в подвесной потолок |
||
Напряжение |
220 В |
||
Длина |
не менее 595 мм не более 610 мм |
||
Ширина |
не менее 595 мм не более 625 мм |
||
17 |
Светильник тип 2 |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
Мощность ламп |
18 Вт |
||
Количество ламп |
4 шт. |
||
Функция ЭПРА |
наличие |
||
Тип рассеивателя |
опаловый из ПММА (полиметилметакрилата) |
||
Степень защиты |
не ниже IP20 |
||
Тип установки |
встраиваемый в подвесной потолок |
||
Напряжение |
220 В |
||
Длина |
не менее 595 мм не более 610 мм |
||
Ширина |
не менее 595 мм не более 610 мм |
||
18 |
Светильник тип 3 |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
Мощность ламп |
18 Вт |
||
Количество ламп |
4 шт. |
||
Степень защиты |
не ниже IP54 |
||
Функция ЭПРА |
Наличие |
||
Тип установки |
на поверхность потолка |
||
Напряжение |
220 В |
||
Длина |
не менее 595 мм не более 620 мм |
||
Ширина |
не менее 595 мм не более 620 мм |
||
19 |
Светильник тип 4 |
Тип рассеивателя |
опаловый из ПММА (полиметилметакрилата) |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
||
Мощность ламп |
36 Вт |
||
Количество ламп |
1 шт. |
||
Степень защиты |
не ниже IP40 |
||
Функция ЭПРА |
наличие |
||
Длина |
не более 1270 мм |
||
Ширина |
не менее 106 мм |
||
Высота |
85 мм |
||
Тип установки |
на поверхность потолка |
||
Напряжение |
220 В |
||
20 |
Светильник тип 5 |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
Тип рассеивателя |
опаловый из ПММА (полиметилметакрилата) |
||
Мощность ламп |
18 Вт |
||
Количество ламп |
4 шт. |
||
Степень защиты |
не ниже IP54 |
||
Тип установки |
на поверхность потолка |
||
Напряжение |
220 В |
||
Длина |
не менее 640 мм не более 659 мм |
||
Ширина |
не менее 640 мм не более 659 мм |
||
Высота |
не более 110 мм |
||
21 |
Светильник тип 6 |
Тип лампы |
люминесцентная линейная |
Мощность ламп |
18 Вт |
||
Количество ламп |
4 шт. |
||
Степень защиты |
не ниже IP20 |
||
Функция ЭПРА |
наличие |
||
Тип установки |
на поверхность потолка |
||
Напряжение |
220 В |
||
Длина |
не менее 595 мм не более 630 мм |
||
Ширина |
не менее 595 мм не более 630 мм |
||
27 |
Светильник (Выход) |
Тип лампы |
люминесцентная |
Мощность ламп |
6 Вт |
||
Количество ламп |
1 шт. |
||
Степень защиты |
не ниже IP22 |
||
Назначение |
эвакуационный |
||
Тип установки |
на поверхность стены |
||
Источник доп. питания |
аккумуляторная батарея |
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пп. ж) п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся: для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Таким образом, Заказчиком в нарушение постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 в описании объекта закупки установлено требование к использованию при выполнении работ люминесцентных ламп.
В разделе "Технические характеристики материалов" аукционной документации установлены следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, в частности:
N пп |
Наименование товара |
Требуемые параметры и значения: технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя |
Значение показателя, ед. изм. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
28 |
Панели потолочные |
Цвет |
Белый |
Наличие перфорации |
отсутствует |
||
Комплектующие |
подвесная система |
||
Толщина |
не менее 8 мм не более 25 мм |
||
Размеры (длина х ширина) |
600 мм х 600 мм |
||
Индекс звукопоглощения |
0,45 |
||
Группа горючести не ниже |
Г1 |
||
Группа воспламеняемости не ниже |
В1 |
||
Группа по дымообразующей способности не ниже |
Д2 |
||
Группа токсичности не ниже |
Т2 |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что измерение акустических характеристик осуществляется производителем согласно п. 7.11 ГОСТ 23499-2009 "Материалы и изделия звукоизоляционные и звукопоглощающие строительные. Общие технические условия". По запросу потребителя изготовитель должен предоставить информацию об акустических характеристиках материалов и изделий.
Согласно п. 7.9 ГОСТ 23499-2009 показатели пожарной безопасности определяют при постановке продукции на производство, оформлении сертификата пожарной безопасности и после истечения срока его действия.
В соответствии с п. 7.11 ГОСТ 23499-2009 каждая партия акустического материала или изделия должна сопровождаться документом о качестве, в котором приводят: номер и дату документа; наименование и адрес предприятия-изготовителя или его товарный знак; условное обозначение продукции (код маркировки); тип и размеры изделия; дату изготовления; число изделий или объем материала (для сыпучих); показатели пожарной безопасности; содержание естественных радионуклидов; обозначение стандарта или технических условий, в соответствии с которыми изготовлены материал или изделие.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников предоставлять в заявках конкретные числовые значения свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авангард-дизайн" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КК нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 578
по делу N ЭА-1443/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
30 июня 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
на основании своего решения от 30.06.2017 года по делу N ЭА-1443/2017, принятого по результатам рассмотрения ООО "Авангард-дизайн" на действия ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КК при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт административного здания Отделения ПФР по Краснодарскому краю, по адресу: г. Краснодар, ул. Красноармейская,136" (извещение N 0218100003217000040) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по КК (аукционной комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1443/2017 от 30.06.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 21.07.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 июня 2017 г. N ЭА-1443/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2017