Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июля 2017 г. N ЭА-1450/2017
Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу АО "Мусороуборочная компания" (далее Заявитель) на действия заказчика - МУ РЭП N32 при проведении уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар электронного аукциона N 0318300119417000637 "Оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами многоквартирных домов, находящихся в управлении МУ РЭП N 32" в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
АО "Мусороуборочная компания" считает, что документация электронного аукциона не соответствует Закону о контрактной системе: включение в определение ТКО строительного мусора и спиленных ветвей деревьев влечет расширение обязанностей исполнителя и ущемление прав лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов, не относящихся к ТКО, оказывать услуги по обращению с такими отходами; включение в обязанности исполнителя бремени содержания контейнерных площадок (контейнеров) без увеличения стоимости услуг; включение в обязанность исполнителя передать в безвозмездное пользование контейнеры без увеличения стоимости услуг, а также отсутствие у заказчика ответственности за переданные контейнеры; ущемление прав исполнителя, оказавшего надлежащим образом и в полном объеме услуги, на получение вознаграждения в полном объеме; некорректный расчет объема ТКО, в том числе завышение количества контейнеров, необходимых для оказания услуг.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились. Документация разработана с учетом требований Закона о контрактной системе. Расчет объема приведен в обосновании начальной (максимальной) цены контракта и является верным. Необходимое количество контейнеров с их объемом поадресно приведено в приложении N 1 к контракту и соответствует заявленному. Количество контейнеров определяется исходя из конструкции жилого дома и инженерного оборудования дома. В процессе жизнедеятельности населения многоквартирных домов, а также в результате обслуживания земельного участника, на котором расположен многоквартирный дом, образуются ТКО, которые включают в себя отходы от приготовления пищи, упаковки, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, отходы от обслуживания придомовой территории (спиленные ветви деревьев). Согласно ст.210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В случае включения контейнерной площадки в состав общего имущества многоквартирного дома обязанности по содержанию контейнерных площадок несут потребители. П.1.5.14 контракта составлен в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, постановления главы администрации Краснодарского края от 20.01.2017 N 48. Вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно, в связи с чем, при отсутствии непосредственного доступа к месту сбора ТКО исполнитель осуществляет выкат контейнера к месту нахождения специализированного автомобиля до угла многоквартирного жилого дома. Положения контракта об оплате исполнителю контракты суммы в размере пропорционально полученным денежным средствам в отчетном месяце от потребителей услуг по обращению с ТКО не противоречит законодательству, поскольку указанный способ осуществления расчетов установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона N 0318300119417000637 "Оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами многоквартирных домов, находящихся в управлении МУ РЭП N 32" с начальной (максимальной) ценой контракта 12 111 860, 17 рублей.
Документация о закупке должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
К документации электронного аукциона прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации.
Предметом закупки является оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическим лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическим лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Согласно Федеральному классификационному каталогу строительный мусор, а также спиленные ветви деревьев не относятся к ТКО. Однако в определение ТКО (раздел 1 проекта контракта) заказчик включил такие отходы, как строительный мусор и спиленные ветви деревьев. Учитывая то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами по обращению с ТКО, включение в контракт отходов, не относящихся к ТКО, ущемляют права иных лиц, которые могут оказывать услуги по обращению с отходами, не относящимся к ТКО, исходя из рыночных цен.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено тарифным методом в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 09.01.2017 N 1 "О присвоении ОАО "Мусороуборочная компания" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Краснодарскому краю", Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" от 05.04.2017 N 2/2017-ТКО, Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края "Об утверждении нормативов твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае" от 17.03.2017 N 175. При этом далее в обосновании приведена таблица для обоснования начальной (максимальной) цены контракта при выборе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В таблице указан перечень услуг: оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами многоквартирных домов, находящихся в управлении МУ РЭП N 32в количестве 28185, 47 м, количество человек 24403, норма накопления на человека 2,31-м
/год, единый тариф регионального оператора на период по 31.12.2017 - 429, 72 руб./м
в т.ч. НДС. В соответствии с письмом РЭК-департамента цен и тарифов Краснодарского края от 01.06.2017 N 57-и328/17-12 в расчет тарифа учтены объемы по вывозу крупногабаритных отходов из жилищного фонда. В расчет тарифа расходы на содержание контейнеров и контейнерных площадок не включены. В п.3.3 контракта определено, что цена контракта включает в себя все расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг, являющиеся предметом настоящего контракта. Вместе с тем, в Техническом задании предусмотрены услуги, направленные на содержание контейнеров и контейнерных площадок (п.1.5.7 Технического задания предусмотрена обязанность исполнителя кроме услуг по обращению с ТКО оказывать услуги по обеззараживанию контейнеров в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88; п.1.5.14 исполнитель обязан обеспечить уборку мусора, просыпавшегося при опорожнении контейнера; п.1.5.8. исполнитель обязан предоставить заказчику на период действия контракта необходимое количество выкатных контейнеров, обслуживание которых также вменяется исполнителю). В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. Указанные затраты не включены в тариф, что налагает дополнительное бремя на исполнителя контракта оказывать услуги без соответствующей оплаты за данный вид услуги. Кроме того, в документации не предусмотрена форма акта приема-передачи контейнеров, порядок передачи.
В п.1.5.9 Технического задания предусмотрено, что в случае отсутствия беспрепятственного доступа специализированного автомобиля к месту первичного сбора отходов (в том числе из-за парковки автомобилей, неочищенных от снега подъездных путей и т.д. исполнитель осуществляет выкат контейнера к месту нахождения специализированного автомобиля до угла многоквартирного жилого дома. Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 20.01.2017 N 48 в случае если подъездные пути к контейнерной площадке заблокированы, организация, осуществляющая сбор отходов, должна уведомить об этом лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и зафиксировать нарушение с использованием фотосъемки или видеосъемки. В случае если такое нарушение не устранено в течение 10 минут, вывоз ТКО не осуществляется.
Таким образом, документация составлена с нарушением п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: описание объекта закупки носит необъективный характер, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
П.3.5 контракта предусматривает, что при осуществлении потребителем оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО по платежному документу не в полном размере, размер платежа заказчика, причитающегося к перечислению в пользу исполнителя контракта, определяется в размере, пропорциональном размеру платы потребителя за коммунальную услугу по обращению с ТКО, что не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Мусороуборочная компания" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МУ РЭП N 32 нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу (единой комиссии) - управлению закупок администрации МО г. Краснодар, заказчику - МУ РЭП N 32 выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ N 579
по делу N ЭА-1450/2017
о нарушении законодательства в сфере контрактной системы
03 июля 2017 года г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N ЭА-1450/2017 от 03.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы АО "Мусороуборочная компания" на действия заказчика - МУ РЭП N32 при проведении уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар электронного аукциона N 0318300119417000637 "Оказание коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами многоквартирных домов, находящихся в управлении МУ РЭП N 32" в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, предписывает уполномоченному органу (единой комиссии) - управлению закупок администрации МО г. Краснодар, заказчику - МУ РЭП N 32 устранить нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки и аннулирования электронного аукциона (извещение N0318300119417000637).
Оператору электронной площадки обеспечить исполнения предписания. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение пяти рабочих дней с момента его получения.
Уполномоченному органу, заказчику в срок до 21.07.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июля 2017 г. N ЭА-1450/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017