Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Юла" (далее - Заявитель) на действия администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Строительство малобюджетного спортивного комплекса по ул.Ленина, 2/1 в п.Прогресс Новокубанского района" (извещение N 0318300048117000007) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Юла" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком установлены характеристики товаров, не соответствующие требованиям действующих ГОСТ (позиции 17-21, 25, 55, 123, 202, 208, 227, 228); 2) установлены требования к товарам, нарушающие постановление Правительства РФ от 28.08.2015 N 898 (позиции 126, 128, 187, 188); 3) установлены требования к товарам, которые в момент подачи заявки (позиция 62) не известны участнику закупки.
Представителями Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представители Заказчика не согласны и считают, что аукционная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Ковалевского сельского поселения Новокубанского района проводился электронный аукцион: "Строительство малобюджетного спортивного комплекса по ул.Ленина, 2/1 в п.Прогресс Новокубанского района" (извещение N 0318300048117000007).
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 877 619,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
25 |
Бруски ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия, ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры
|
Порода древесины |
Хвойных пород: сосна, ель, пихта, лиственница, кедр |
|
Вид |
Должны быть обрезные |
|
||
Толщина |
150 и более |
мм |
||
Сорт |
I, III, IV |
|
||
Ширина |
75* ... 150* |
мм |
||
Длина |
4 ... 6,5* |
м |
||
Влажность |
не должна быть более 25 |
% |
Согласно п. 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" бросок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Согласно п. 2.3 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" пиломатериалы отборного, 1, 2, 3-го сортов изготовляют сухими (с влажностью не более 22%), сырыми (с влажностью более 22%) и сырыми антисептированными. В период с 1 мая по 1 октября изготовление сырых антисептированных и сырых пиломатериалов допускается по согласованию с потребителем (заказчиком).
Влажность пиломатериалов 4-го сорта не нормируется.
Из положений Инструкции по заполнению заявки следует, что слова "не более", "не должно быть более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Таким образом, Заказчиком по позиции 25 "Бруски ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия, ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом, требование к указанию конкретных показателей, ограничивает права участников закупки при подаче заявки на участие в аукционе.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
55 |
Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия. |
Класс |
А-III |
|
Диаметр номинальный |
16; 18 |
мм |
||
Масса 1 м |
не более 2 |
мм |
||
Длина |
6 ... 10* |
м |
||
Марка стали |
35ГС, 25Г2С |
|
Согласно п. 1.3 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5)" номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1.
Таблица 1
Номер профиля (номинальный диаметр стержня dn) |
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
Масса 1 м профиля |
|
Теоретическая, кг |
Предел. откл., % |
||
16 |
2,010 |
1,580 |
+3,0 -5,0 |
18 |
2,540 |
2,000 |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что при оформлении технической части документации в пункта 55 "Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" была допущена техническая опечатка.
Таким образом, Заказчиком по позиции 55 "Горячекатаная арматурная сталь ГОСТ 5781-82. Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
123 |
Краски масляные земляные |
Марка |
МА-0115 |
|
Вид |
мумия, сурик железный |
|
Согласно п. 1.1 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые Технические условия" в зависимости от назначения масляные густотертые краски выпускаются марок и цветов, указанных в табл.1, с соответствующими кодами ОКП.
Таблица 1
|
Код ОКП для марки |
||||
Наименование краски, цвет |
MA-015 |
MA-015 сурик железный |
МА-015 мумия |
МА-015 охра |
MA-025 для эксплуатации внутри помещений |
|
для эксплуатации в атмосферных условиях |
|
Таким образом, краска марки МА-0115 ГОСТ 8292-85 не предусмотрена.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
202 |
Сталь круглая углеродистая обыкновенного качества марки ВСт3пс5-1 |
Диаметр |
8 и 18 |
мм |
227 |
Фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп2, ВСт3сп3 |
Давление |
1 |
МПа |
Диаметр |
40, 50, 100, 150 |
мм |
||
228 |
Фланцы стальные плоские приварные из стали ВСт3сп2, ВСт3сп3 |
Давление |
0,1 и 0,25 |
МПа |
Диаметр |
15 |
мм |
Согласно п. 3.1 ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки (с Изменением N 1)" углеродистую сталь обыкновенного качества изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп.
Буквы "Ст" обозначают "Сталь", цифры - условный номер марки в зависимости от химического состава, буква "Г" - марганец при его массовой доле в стали 0,80% и более, буквы "кп", "пс", "сп" - степень раскисления стали: "кп" - кипящая, "пс" - полуспокойная, "сп" - спокойная.
Таким образом, Заказчиком по позициям 202, 227, 228 установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
208 |
Толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционный |
Марка |
требуется ТГ-350 или эквивалент |
|
Согласно п. 3 ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования" в зависимости от назначения, веса 1 м2 картона, а также от наличия и характера посыпки и покровного слоя толь подразделяется на марки, указанные в табл. 1.
Таблица 1
Наименования |
Марки |
Наличие и характер посыпки и покровного слоя |
Назначение |
Толь беспокровный: толь-кожа |
ТК-350 |
Без покровного слоя и посыпки |
Для кровли и пароизоляцип |
Толь гидроизоляционный |
ТГ-350 |
То же |
Для гидроизоляции |
В свою очередь ГОСТ 10999-64 "Толь кровельный. Технические требования" заменен на ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный и гидроизоляционный. Технические условия", который также утратил силу с 1 января 1992 года в связи с изданием Постановления Госстроя СССР от 14.08.1990 N 70.
ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия (с Изменением N 1) распространяется на рулонные кровельные и гидроизоляционные материалы и устанавливает классификацию, общие технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, требования к транспортированию и хранению и указания по применению.
ГОСТ 30547-97 гидроизоляционный материал марки ТГ-350 не предусмотрен.
Таким образом, установленная Заказчиком характеристика товара по позиции 208, соответствующая требованиям не действующих государственных стандартов, свидетельствует о нарушении ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
126 |
Лампы люминесцентные ртутные низкого давления ГОСТ 6825-91 (МЭК 8184) Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения |
Цоколь |
требуется G13 |
|
128 |
Лампы накаливания общего назначения ГОСТ 2239-79 Лампы накаливания общего назначения. Технические условия |
Тип цоколя |
Е27 |
|
187 |
Светильники люминесцентные |
Источник света |
люминесцентная лампа |
|
188 |
Светильники |
Тип применяемых ламп |
лампы накаливания |
|
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пп. ж) п. 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся: для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств:
запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп;
запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Пунктом 3.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.
Таким образом, Заказчиком в нарушение постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 в описании объекта закупки установлено требование к использованию при выполнении работ люминесцентных ламп (позиции 126, 187).
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
17 |
Блок оконный пластиковый ГОСТ 30674-99 Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия ГОСТ 30673-2013 Профили показателю звукоизоляции поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия ГОСТ 23166-99. Блоки оконные. Общие технические условия |
Тип профиля в зависимости от толщины стенок |
В* ... А* |
|
Толщина внешних лицевых и нелицевых стенок профиля |
не менее 2 |
мм |
Аналогичные характеристики установлены Заказчиком по позициям 18-21.
Согласно п. 4.1.6 ГОСТ 30673-2013 "Профили поливинилхлоридные для оконных и дверных блоков. Технические условия" в зависимости от толщины стенок главные профили подразделяют на типы, указанные в таблице 2. Толщину перегородок камер профилей не нормируют.
Таблица 2 - Типы главных профилей в зависимости от толщины стенок
Вид стенки |
Толщина стенок, мм |
||
|
А |
В |
С |
Лицевая |
|
|
<2,5 |
Нелицевая |
|
|
Не нормируется |
Допуск на толщину стенки |
Минус 0,2* |
||
* Вводится с 01.01.2018 г., до 2018 г. допуск +0,1/-0,3 мм. Примечания 1 Подразделение профилей по толщине стенок не вносит различия в требования к качеству профилей или оконных конструкций из них. Толщина стенок является косвенной характеристикой формоустойчивости и прочности сварных соединений профилей. |
Согласно Инструкции по заполнению заявки, установленной в Разделе 8 аукционной документации, слова "не менее", "не должно быть менее", "минимальный" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Таким образом, характеристики товаров по позициям 17-21 не противоречат требованиям ГОСТ.
Заказчиком в Приложении 3 к Разделу 2 аукционной документации установлены следующие характеристики товара, в частности:
N |
Наименование товара |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
Единицы измерения |
62 |
Грунтовка |
Состав |
полимерная эмульсия |
|
Назначение |
должна быть для обработки основания в целях укрепления поверхности, снижения его впитываемости и улучшения адгезии к нему финишного покрытия (шпаклевки, краски, обои, облицовочной плитки) |
|
||
Цвет |
Белый |
|
||
Расход грунтовки |
70-100 |
г/м2 |
Из положений Инструкции по заполнению заявки следует, что символ "тире" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
Показатель "Расход грунтовки" указывается производителями, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участнику закупки необходимо указать диапазонное значение, следовательно, при заполнении заявки участнику закупки следует указать данный показатель в соответствии с характеристиками, установленными производителем.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юла" обоснованной в части установления характеристик товаров, не соответствующих требованиям действующих ГОСТ (позиции 25, 55, 123, 202, 208, 227, 228), установления требований к товарам, нарушающих постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (позиции 126, 187).
2. Признать в действиях Заказчика - администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что администрации Ковалевского сельского поселения Новокубанского района (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 583 от 03.07.2017 г. по делу N ЭА-1504/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017