Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 июля 2017 г. N 232-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в присутствии представителя МБОУ Наримановского района "Средняя Общеобразовательная школа N2" Бекешевой Амины Кадырбековны (доверенность от 30.06.2017), Джалмуханова Кайрата Паруаровича (доверенность от 30.06.2017), в присутствии представителя ООО "СпортСтрой" Олейникова Николая Григорьевича (доверенность от 03.07.2017), рассмотрев жалобу ООО "СпортСтрой" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Муниципального Бюджетного общеобразовательного учреждения Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N2" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а (номер извещения: 0325300036217000008) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.06.2017 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а (номер извещения: 0325300036217000008) (редакция от 06.06.2017).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла неверное решение об отказе в допуске участнику закупки, подавшему заявку N20 (Заявитель), к участию в аукционе.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующих этапов закупки: размещение извещения о проведении аукциона, утверждение документации о нем и рассмотрение первых частей заявок на участие в аукционе.
Изучив документы, полученные, в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнения представителей обеих сторон и оценив их доводы, Комиссия установила, что 30.03.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0325300036217000008 и документация об этом аукционе (последние изменения от 06.06.2017) (далее - аукционная документация).
Как следует из протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.06.2017 N0325300036217000008-4, на участие в электронном аукционе были поданы 9 аукционных заявок, зарегистрированных под NN 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24.
Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участникам закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24 и допустила к участию в аукционе участников закупки с заявками NN 18, 21.
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В пункте 3.3.2. "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" Раздела 3 " подготовка заявки на участие в электронном аукционе".
"Числовые показатели значений со словами в их описании "от", "свыше", "", "", "не превышает" и "до" являются неконкретными, и не могут изменяться; указываются без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки".
Комиссия, изучив первые части заявок участников закупки, установила следующее.
Заявка 16 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 11 "Расчет потребности в материалах": Размер минимальных зерен до 40 мм. |
Позиция 11 "Расчет потребности в материалах": Размер минимальных зерен 20 мм. |
Участником закупки нарушено требование инструкции по заполнению заявки: изменено не подлежащее изменению значение размера минеральных зерен. |
Заявка 17 | ||
Требования аукционной документации |
Предложение участника закупки |
Основания для отказа в допуске к участию в аукционе |
Позиция 11 "Расчет потребности в материалах": Размер минимальных зерен до 40 мм. |
Позиция 11 "Расчет потребности в материалах": Размер минимальных зерен 40 мм. |
Участником закупки нарушено требование инструкции по заполнению заявки: изменено не подлежащее изменению значение размера минеральных зерен. |
Участники закупки, заявки которых были зарегистрированы под NN 19, 23, 24 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине не предоставления в заявках показателей покрытия.
Участнику закупки, заявка которого была зарегистрирована под N20 так же было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине не предоставления показателей товара, а именно отсутствие конкретных показателей товара необходимых для выполнения работ, требуемых заказчиком в позициях 8 "Бетон тяжелый", 9 "Раствор готовый", 11 "Асфальтобетонные смеси тип 2".
В заявке участника, зарегистрированной под N22 была представлена информация не относящиеся к данной закупке, данный участник указал в своей заявке согласие на участие в закупке N0325300036217000009.
Так же Комиссия отмечает, что аукционная комиссия правомерно допустила к участию в аукционе участников закупки с заявками NN 18, 21.
Таким образом, Комиссия Управления соглашается с решением аукционной комиссии и не усматривает в их действиях нарушения Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы сводятся к оспариванию положений аукционной документации, в связи с чем Комиссия отмечает, что пунктом 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент), определено, что в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
При это Комиссией Управления при проведении внеплановой проверки было выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчик в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Однако Заказчик, описывая материалы, использование которых необходимо для выполнения работ, установил избыточные требования к этим материалам.
Так, к примеру в п. 11 "Расчет потребности в материалах":
"Асфальтобетонные смеси тип 2.
Песок, входящий в состав асфальтобетонной смеси из отсевов дробления горных пород ГОСТ 31424-2010 или природный песок ГОСТ 8736-2014. Битум, входящий в состав асфальтобетонной смеси вязкий дорожный нефтяной ГОСТ 22245-90. Марка породы щебня входящего в состав асфальтобетонной смеси изверженные или осадочные. Марка по дробимости щебня входящего в состав асфальтобетонной смеси, для щебня из изверженных пород не ниже 800. Марка по дробимости в водонасыщенном состоянии щебня входящего в состав асфальтобетонной смеси, для щебня из осадочных пород не ниже 600. Размер минимальных зерен до 40 мм. Марка битума БНД 60/90".
Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели товара, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, и (или) показателям технологии производства которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок, поскольку участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки, создают дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влекут формальные отклонения заявок.
Приведенная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16 и поддержана Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
В данном решении Верховный Суд РФ, отказывая в признании недействующим пункта 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, указал, что Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путём предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определённой партии товара после его производства. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (часть 5 статьи 24, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 4 части 1 статьи 50, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 3 части 6 статьи 83). Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечёт за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок в составе заявок на участие в закупке требования к описанию товара, которые являются излишними, является нарушением п.2 ч.1 ст.64 и ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Предметом аукциона является выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а, а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательств того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены.
Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ.
При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам (характеристикам) товаров - избыточно, и описание объекта закупки не может являться объективным.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ - включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, что допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе являются существенным и влияет на субъектный состав закупки и ее результат, комиссия Управления полагает необходимым выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпортСтрой" на действия аукционной комиссии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N2" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а (номер извещения: 0325300036217000008) необоснованной.
2. Признать заказчика муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N2" нарушившим ч. 1 и 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а (номер извещения: 0325300036217000008).
3. Выдать заказчику муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа N2" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по устройству беговых дорожек, прыжковой ямы с дорожкой для разбега, тротуара к спортивной площадке МБОУ HP "СОШ N2" по адресу: г. Нариманов, ул. Волжская,6а (номер извещения: 0325300036217000008).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.Б. Сердюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 3 июля 2017 г. N 232-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017