Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 июня 2017 г. N 04-01/291-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Члены Комиссии:
- <_> - главный специалист-эксперт Управления;
- <_> - главный специалист-эксперт Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия - Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" города Новый Уренгой (ИНН 8904083703) при осуществлении закупки на "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад"" и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия - Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" города Новый Уренгой (ИНН 8904083703) при осуществлении закупки на "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад"", НМЦК - 772 314 544,00 рублей (извещение N 0190300010817000187http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Заявитель считает, что положения документации об электронном аукционе противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение требования ст. 63 Закона о контрактной системе в части изменения сроков окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В рамках выполнения полномочий, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон о КС), Решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 20.12.2013 N 340 "О создании Управления организации закупок Администрации города Новый Уренгой" создано Управление организации закупок Администрации города Новый Уренгой, которое является юридическим лицом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования город Новый Уренгой (далее - Уполномоченный орган, УОЗ).
На основании заявки на осуществление закупки, поданной заказчиком МКУ "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" (далее - Заказчик), в соответствии с регламентом взаимодействия Управления организации закупок Администрации города Новый Уренгой и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), извещение N0190300010817000187 было опубликовано Уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ 15.05.2017 года.
Извещением N 0190300010817000187 установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.06.2017 09:00.
Согласно внесенным изменениям в извещение от 30.05.2017 срок окончания подачи заявок продлен до 15.06.2017.
Согласно внесенным изменениям в извещение N 2 от 05.06.2017 срок окончания подачи заявок продлен до 22.06.2017.
Согласно внесенным изменениям в извещение от 30.05.2017 срок окончания подачи заявок продлен до 15.06.2017 года.
Согласно внесенным изменениям в извещение N2 от 05.06.2017 срок окончания подачи заявок продлен до 22.06.2017 года.
Изменение сроков подачи заявок на участие в данной закупке осуществлялось также 21.06.2017 с целью обеспечения возможности выполнения Предписания органа, уполномоченного на осуществление контроля (ПРЕДПИСАНИЕ от 09.06.2017 N 04-01/257-2016, Контролирующий орган "УФАС по ЯНАО"), в срок до 26.06.2017.
Предписание от 09.06.2017 N 04-01/257-2016 исполнено 26.06.2017 года, в документацию о закупке были внесены необходимые изменения, срок подачи заявок продлен до 13.07.2017 года.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательство, подтверждающих, что Заказчиком, ненадлежащим образом установлены сроки окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе устанавливает предельный срок принятия решения Заказчиком, и внесение изменений по предписанию контролирующих органов не регулирует.
Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе, в части изменения сроков подачи заявок на участие в закупке в действиях Заказчика не усматривается.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчик не указал в Извещении о проведении Аукциона информацию о наличии у Участника закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и тем самым ввел в заблуждение Участников закупки, а также нарушил п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона сформированное в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/, содержит информацию о том, что, единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) содержатся в документации об электронном аукционе.
Заказчика по данному доводу сообщает следующее, в целях соблюдения требований 44-ФЗ информация извещения дублируется в прикрепленном файле "Документация об электронном аукционе".
Раздел "Извещение о проведении электронного аукциона"
Документации об электронном аукционе (размещенной в ЕИС) на страницах 4-6 содержит "Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона", в том числе и следующую информацию:
Содержание требования |
Документы, предоставляемые участниками электронного аукциона в подтверждение соответствия единым требованиям |
1) На основании норм п. 1 ч. 1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки должен предоставить: |
1) Копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, согласно утвержденному Перечню видов работ (приказ МинРегионразвития РФ от 30.12.2009 N 624): 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. |
Таким образом, "Извещение о проведении электронного аукциона", размещенное в ЕИС содержит всю необходимую информацию, в соответствии с требованиями статьи 63 Закона о контрактной системе. Сведения, указанные в извещении идентичны сведениям аукционной документации, следовательно, не могут ввести в заблуждение предполагаемых участников закупки и не ограничивают их право на участие в аукционе.
Кроме того, при внесении изменений в извещение и документацию об электронном аукционе от 26.06.2017, информация о документах, предоставляемых участниками электронного аукциона в подтверждение соответствия единым требованиям была добавлена и в извещение, сформированное в ЕИС.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком п.6 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе не нашли своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, в нарушении требований ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 99 Заказчиком некорректно установлены дополнительные требования к Участникам закупки.
Заказчик с вышеуказанным доводом Заявителя не согласен.
Комиссией контрольного органа установлено следующее.
В соответствии с п. 13 Информационной карты к участникам настоящей закупки установлены дополнительные требования:
В соответствии с ч.2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - наличие у участника настоящего электронного аукциона опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных, включенных в группу 41.20 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Установление данного требования означает, что: участник настоящего электронного аукциона должен предоставить в составе второй части заявки нижеследующие документы (п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99):
- копию исполненного контракта (договора)*;
- копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство)*. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявки на участие в закупке;
- копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации)*. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе извещение и документация о закупке содержит дополнительное требование к участникам настоящей закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта. Предмет контракта: выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад".
Основанием тому послужило постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" и группа работ, являющихся предметом контракта по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее ОКПД 2) - 41.20.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
Подкатегория |
НАПРИМЕР:
РАЗДЕЛ F |
СООРУЖЕНИЯ И СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ |
|
41 (класс) |
Здания и работы по возведению зданий |
|
41.2 (подкласс) |
Здания и работы по возведению зданий |
|
41.20 (группа) |
Здания и работы по возведению зданий |
|
41.20.30 (вид) |
Работы по возведению жилых зданий
Эта группировка включает: - работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий; - ремонт домов, квартир по заказам населения; - переборка бревенчатых и брусчатых срубов; - ремонт подвальных помещений, погребов; - ремонт садовых (дачных) домиков; - ремонт хозяйственных построек (сараев, навесов, летних кухонь и др.); - строительство индивидуальных домов; - строительство хозяйственных построек; - изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов; - сборка щитовых домов заводского изготовления; - строительство садовых домиков; - пристройка к домам дополнительных помещений (веранд, туалетов и др.); - строительство индивидуальных бань и душевых |
Все работы, включенные в раздел F являются работами строительными. Подкласс 41.2 указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 и группа работ 41.20 указанная в документации закупке идентичны.
При этом, многие работы входящие в одну группу и даже вид работ могут относиться, в том числе как к объектам капитального, так и к объектам не капитального строительства.
Пункт 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе говорит, о том, что опыт работ должен быть связан с предметом контракта.
Идентификация объекта закупки (предмета контракта) осуществляется по 30 - 33 разрядам ИКЗ. Код объекта закупки по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемому на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), с детализацией до группы (4 знака) товаров (работ, услуг):
30 - 31 разряды - класс;
32 разряд - подкласс;
33 разряд - группа.
Идентификационный код закупки указанный Заказчиком в плане-графике, извещении об осуществлении данной закупки, документации о закупке:
173890408370389040100100050114120414.
ОКПД 2 входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации и предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Группа строительных работ по ОКПД 2 включает группы видов работ в отношении разных объектов (объектов капитального строительства и объектов, не относящихся к капитальному строительству). Таким образом, соответствие группы строительных работ (по объектам капитального и не капитального строительства) не отменяет требований о подтверждении квалификации (опыта работ) соответствующих предмету контракта.
В связи с тем, что извещение и документация содержит ИКЗ, и соответственно группу работ (четырехзначный код ОКПД 2), а так же в целях исключения дальнейшего затягивания сроков определения поставщика (строительство дошкольного учреждения "Инклюзивный детский сад" имеет важное значение для города) Уполномоченный на определение поставщика орган, счел возможным изложить дополнительные требования к участникам настоящей закупки в новой редакции (в том числе дополнив их видом объекта), что не отменяет соблюдение требования о соответствии их опыта предмету контракта (объекту закупки).
Таким образом, Заявителем не доказано, что Заказчиком в документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования.
3. Заявитель указывает, что Заказчик устанавливает разные сроки действия обеспечения исполнения контракта, тем самым вводит в заблуждение участников закупки, которые не могут объективно оценить условия участия в закупке.
Исключая предположительный срок действия Контракта, Заказчик действует во избежание несоразмерного увеличения срока действия Контракта. Вместе с тем исключает дополнительные финансовые затраты победителя закупки при оформлении банковской гарантии. При этом Банковская гарантия будет оформлена подрядчиком в соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе на срок, превышающий срок действия контракта на 1 реальный месяц.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов размещает в единой информационной системе без своей подписи проект Контракта, в который будет включена цена контракта, предложенная участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукцион, а также срок действия Контракта.
Согласно части 3 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект Контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. Учитывая нормы Закона, подрядчик не ущемлен во времени по оформлению Гарантии. В силу пункту 9 указанной статьи Закона Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 96, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В течение срока, установленного для заключения контракта участник закупки, с которым заключается контракт, представляет обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии, выданной банком или внесение денежных средств на счет заказчика.
То есть участник закупки, не ограничен в своих права и интересах, и может воспользоваться правом выбора предоставления обеспечения заявки в виде банковской гарантии либо внесением денежных средств на счет заказчика.
В соответствии с частью 27 статьи 34, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В связи с тем, что срок возврата обеспечения заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, является не требованием к Участникам закупки, а обязательством Заказчика, не противоречащим законодательству, а срок действия банковской гарантии установлен Законом о контрактной системе, действия Заказчика не нарушают требования законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе гласит, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представил.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Перспектива" (г. Самара) на действия - Заказчика Муниципальное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и жилищной политики" города Новый Уренгой (ИНН 8904083703) при осуществлении закупки на "Выполнение работ по строительству объекта: "Инклюзивный детский сад"", НМЦК - 772 314 544,00 рублей (электронный аукцион, N 0190300010817000187http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
Председатель комиссии <_.>
Члены комиссии <_>
<_.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 июня 2017 г. N 04-01/291-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017