Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июля 2017 г. N фкс17/187
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по основной и поддерживающей уборке помещений и прилегающих территорий (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0367100010717000100),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 30.06.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по основной и поддерживающей уборке помещений и прилегающих территорий.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя.
Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена в ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 03.07.2017 г. N 275 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Согласно жалобе заявитель указывает, что из содержания аукционной документации не представляется возможным определить какими именно государственными стандартами должен руководствоваться участник закупки.
Кроме того, заявитель указывает, что установленные заказчиком требования к характеристикам товара (объему канистры, химическому составу, уборочному инвентарю) являются излишними, необъективными, при этом установлены "дублирующие" требования к одному и тому же показателю в разных единицах измерения, что в свою очередь вводит участников закупки в заблуждение.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по основной и поддерживающей уборке помещений и прилегающих территорий с начальной (максимальной) ценой контракта 15 272 222.40 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru), с реестровым номером закупки 0367100010717000100.
В части довода заявителя о том, что из содержания аукционной документации не представляется возможным определить какими именно государственными стандартами должен руководствоваться участник закупки, Комиссия указывает следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, Приложение N1 к техническому заданию содержит определенные заказчиком характеристики товара, при этом заказчиком установлено, что товар, используемый при оказании услуги должен соответствовать техническим условиям и стандартам, не конкретизируя каким именно, что в сою очередь вводит участников закупки в заблуждения относительно правильности указания характеристик товара.
Комиссия приходит к выводу, что из содержания аукционной документации не представляется возможным определить какими именно государственными стандартами должен руководствоваться участник закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части объективного описания объекта закупки.
В части довода заявителя о том, что установленные заказчиком требования к товару, используемому при оказании услуги, являются излишними, необъективными, Комиссия указывает следующее.
Приложением N 1 к техническому заданию аукционной документации определены характеристики товаров, используемых для оказания услуг, в частности указано:
Значение рН средства для удаления локальных загрязнений более 10.5 (1% раствора в дистиллированной воде). Концентрация рабочего раствора не должна быть больше 6% (не менее 0,1 л средства на 10 л воды) (п.1 Приложения N 1к техническому заданию);
Средство для очистки сантехнического оборудования. Требуемый состав: оптимизированная смесь НПАВ\АПАВ, моющие добавки, отдушка. Внешний вид должна быть прозрачная однородная жидкость с цитрусовым; хвойным либо цветочным запахом. Значение рН (1% раствора в дистиллированной воде) от 5 до 9. Массовая доля анионных\неионогенных поверхностно-активных веществ не должна быть > 45 %. Концентрация рабочего раствора более 1 % но меньше 7 % (более 10 мл, но менее 70 мл средства в 1 л воды) (п.2 Приложения N 1 к техническому заданию);
Средство для очистки металлических поверхностей: минимальная температура окружающего воздуха при применении средства должна быть не выше -10 °C. Содержание неионогенных ПАВ должно быть от 7 %. Максимальная температура окружающего воздуха при применении средства должна быть не ниже +25 °C. Средство должно содержать анионные ПАВ не < 5%. Степень биоразлагаемости средства должна быть более 90% (п.3 Приложения N 1 к техническому заданию);
Средство для мойки и дезинфекции мусорных корзин должно быть предназначено для мытья, дезинфекции и дезодорации мусорных корзин. Средство должно обладать синергетическим тройным действием: удаление загрязнений, нейтрализация неприятных запахов, дезинфицирующий эффект. Должно предотвращать развитие гнилостных процессов. Должно эффективно работать в воде любой жесткости. Средство должно быть не горючим, пожаробезопасным, стабильным в воде и на воздухе, биоразлагаемым. Состав должен быть: ЧАС, неионогенные ПАВ, антикоррозийные добавки/связывающие запах добавки. Значение рН должен быть < 8,5. Упаковка должна быть пластиковая канистра объемом 5; 20 литров. Концентрация рабочего раствора должна быть: 0,5-2,0% (50-200 мл средства на 10 л. воды) (п.6 Приложения N 1 к техническому заданию);
Мыло туалетное твердое. В составе мыла не должно содержаться синтетических жирных кислот. В качестве основного сырья кокосовое нерафинированное или рафинированное масло. Мыло должно защищать, увлажнять, не выщелачивать и не раздражать кожу при частом использовании, не должно вызывать аллергии. Марка мыла: Нейтральное(Н); Экстра(Э); Детское(Д); Ординарное(О). Первоначальный объем пены: не менее 320 см3. Массовая доля хлористого натрия не более 0,7%. Масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100г. не менее 74 г. (п.39 Приложения N 1 к техническому заданию);
Освежитель воздуха должен быть в аэрозольной упаковке. Устройство баллона должно быть рассчитано на выпуск при нажатии порции ароматизатора, должен обеспечивать эффективное освежение воздуха. В качестве пропеллента должен быть использован сжиженный или сжатый газ. Количество нажатий должно превышать 3000 раз. Состав: меньше 5% неионогенные ПАВ, консервант, денатурат, ароматизатор. Аромат должен быть лимон; яблоко, морской бриз; лаванда. Объём аэрозольного баллона не должен быть < 230 м (п.42 Приложения N 1 к техническому заданию);
Таблетки дезинфицирующие. Для придания моющих свойств, к рабочим растворам средства можно добавлять моющее средство в количестве до 1% (не менее 5 грамм на 1 литр раствора, не менее 25 грамм на 5 литров раствора, не менее 50 грамм на 10 литров раствора) (п.44 Приложения N 1 к техническому заданию);
Тряпка для пола должна быть применима для влажной уборки любых напольных покрытий. Должна обладать свойством впитывания влаги и должна быть устойчива к истиранию и другим механическим повреждениям. Состав должен быть: содержание вискозы не более 50%, содержание полипропилена более 20%, содержание полиэстера более 15%. Длина тряпки должна быть > 65 см. Ширина тряпки должна быть не < 50 см (п.67 Приложения N 1 к техническому заданию);
Емкость с распылителем должна быть светонепроницаемая емкость красного; синего цвета. Распылитель должен иметь устройство для безопасного разбрызгивания кислотосодержащих моющих средств. Объем должен быть не менее 500 мл но не более 700 мл (п.77 Приложения N 1 к техническому заданию) ;
Уборочная тележка должна быть одноведерная тележка с вертикальным отжимом. Тележка должна иметь стальной каркас. Стальные поворотные колеса должны быть защищены пластиковыми протекторами и бамперами. Ведро для воды должно быть изготовлено из прочного пластика, объем должен быть более 20 л, должно быть оснащено носиком для слива грязной воды. Ведро должно иметь мерную шкалу с внутренней стороны для разбавления моющего раствора в точной пропорции. В конструкции должен быть предусмотрен вертикальный механический отжим для двух типов швабр: объемной и плоской. Размер (Д*Ш*В) базы уборочной тележки должен быть менее 55*43*92,5 см. Должно быть наличие; отсутствие металлической сетки лотка для расходных материалов (п.74 Приложения N 1 к техническому заданию).
Ведро Тип 1 должно быть пластмассовое ведро хозяйственно-бытового назначения. Номинальный объем ведра должен быть 10 литров. Должно иметь перекидную ручку. Верхняя кромка ведра должна быть загнута наружу, что должно позволять захватывать его и переносить без помощи ручки. Поверхность ведра должна быть гладкая, без рисунка. Внутри ведра должна быть мерная шкала с делениями (п.75 Приложения N 1 к техническому заданию).
Грабли Тип 2 должны быть предназначены для садово-огородных работ и работ по благоустройству территории. Тип сечения зуба граблей должен быть прямоугольный. Исполнение граблей должно быть 1 или 2 или 3. Гребенка и трубка граблей должны быть изготовлены из стали. Черенок граблей должен быть изготовлен из пиломатериалов лиственных пород. На поверхности металлических деталей граблей не допускаются трещины, вмятины, следы коррозии, сколы, заусенцы. В сварных соединениях не допускаются непровары и прожоги. Металлические детали граблей должны быть покрыты эмалью или порошковой краской. Черенок граблей должен быть покрыт лаком или эмалью. Соединение деталей граблей должно быть прочным. Качание черенка в трубке не допускается. Количество зубьев должно быть не менее 10 и не более 16 шт. Размер развертки зуба должен быть 74 или 85 мм. Шаг зубьев должен быть не менее 28 и не более 45 мм. Длина черенка должна быть не менее 1300 и не более 1600 мм. Зубья граблей должны быть одинаковыми по высоте, должны быть параллельны между собой и должны располагаться в одной плоскости. Плоскость симметрии гребенки и плоскость симметрии трубки должны совпадать. Концы зубьев граблей должны быть заострены (п.84 Приложения N 1 к техническому заданию) и т.п.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Раздел 5 аукционной документации содержит Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электроном аукционе.
Согласно данной инструкции Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требования к физико-химическим показателям товара, используемого, при оказании услуги не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость, и значимость для заказчика соответствующих значений моющего средства, очистителя, мыла, объема канистры, химическому составу, уборочному инвентарю, не указано, каким образом иные значения показателей обозначенного материала повлияют на их безопасность и результат оказываемых услуг.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат услуги.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с выдачей по ранее рассмотренному делу N ФКС 17/186 от 05.07.2017 г.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "УниверсалКлинингМастер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 036710001071700010) на оказание услуг по основной и поддерживающей уборке помещений и прилегающих территорий обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона.
3. Предписание не выдавать в связи с выдачей по ранее рассмотренному делу.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 5 июля 2017 г. N фкс17/187
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017