Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2017 г. N 06-561/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместитель председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "СибВостокСтрой" (далее - ООО "СибВостокСтрой", заявитель): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации Муниципального образования "Булунский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Булунский район" РС (Я), заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "СибВостокСтрой", на действия заказчика Администрации Муниципального образования "Булунский район" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на обследование и устройство сезонных автомобильных дорог муниципального образования "Булунский улус (район)" (извещение N 0116300031917000019), проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СибВостокСтрой", на действия заказчика Администрации МО "Булунский улус (район)" при проведении электронного аукциона на обследование и устройство сезонных автомобильных дорог муниципального образования "Булунский улус (район)" (извещение N 0116300031917000019).
Из текста жалобы ООО "СибВостокСтрой" следует, что заявитель обжалует срок выполнения работ, установленный заказчиком. Считает, что за установленный период выполнить работы невозможно.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика Администрации МО "Булунский улус (район)" следует, что с доводами ООО "СибВостокСтрой" согласны, поскольку считает, что установленный срок выполнения работ неправомерен.
Просят признать жалобу обоснованной, просят аннулировать закупку (извещение N 0116300031917000019).
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение N 0116300031917000019 об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.05.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 942 622,74 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, все заявки допущены к участию;
6) дата проведения электронного аукциона 08.06.2017 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участников закупки.
8) на момент рассмотрения жалобы протокол подведения итогов электронного аукциона в единой информационной системе не размещен.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СибВостокСтрой" обоснованной по следующим основаниям.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует положения аукционной документации, в части установленного срока выполнения работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из смысла положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Предметом закупки является выполнение работ по обследованию и устройству сезонных автомобильных дорог.
В соответствии с описанием объекта закупки аукционной документации при разработке проектной документации необходимо выполнить перечень работ, указанный в описании закупки:
4. 1 выполнить сбор исходных данных:
- информация о фактических технических и транспортно-эксплуатационных показателях автозимника и наличия ледовых переправ;
- определение интенсивности и состава движения за предыдущие периоды с 2016 года и перспективное до 2019 года с прогнозом до 2020 г.;
- выполнить по фондовым материалам камеральные изыскания: инженерно-геодезические (с подготовкой карт М1:500 000, М1:100 000);
- сведения о климатической и географической характеристике района, на территории которого предполагается осуществлять строительство автозимников.
4.2. выполнить инженерно-геодезические изыскания:
- представить сведения о системах координат и высот;
- выполнить полевое обследование (рекогносцировка) трассы существующего автозимника;
- выполнить координирование существующего автозимника с нанесением на карты М1:500 000, М1:100 000 с уточнением протяженности, полосы и площади отвода в пределах каждого муниципального района;
- составить ведомость водотоков и водоемов, пересекаемым автозимником;
4.3. выполнить разработку проектной документации, которая должна содержать:
- пояснительную записку;
- проект организации устройства и эксплуатации сезонной автомобильной дороги;
- мероприятия по охране окружающей среды;
- сметный расчет.
Материалами дела установлено, что дата проведения аукциона - 08.06.2017 г., согласно ст. 70 Закона о контрактной системе контракт не может быть подписан ранее 18.06.2017 г. В п. 12 Информационной карты аукционной документации предусмотрен срок выполнения работ до 30.06.2017 г. Следовательно, заказчиком установлен срок 12 дней для выполнения работ по контракту.
Кроме того, в соответствии с описанием объекта закупки в аукционной документации установлено требование о согласовании проекта с Ленским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Согласно п. 8 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ N384 от 30.04. 2013 г. федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (далее - деятельность) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.
Таким образом, проект может рассматриваться в течение 30 календарных дней Ленским территориальным управлением Федерального агентства, что влечет за собой невозможность выполнить работы в установленный аукционной документацией срок.
В связи с вышеизложенным, Комиссия антимонопольного орган приходит к выводу, что установленный в аукционной документации срок для выполнения работ по обследованию и устройству сезонных автомобильных дорог не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее по тексту ГК РФ), основным началам гражданского законодательства (пункт 2 статьи 1 ГК РФ), поскольку противоречит императивным требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в части соблюдения сроков по выполнению работ по обследованию и устройству сезонных автомобильных дорог.
Кроме того, согласно, пояснениям Администрации муниципального образования "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия) в указанный в аукционной документации срок невозможно осуществить работы по обследованию и устройству сезонных автомобильных дорог, просят аннулировать закупку (извещение N0116300031917000019).
Таким образом, заказчиком нарушены п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 63, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "СибВостокСтрой" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1) В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закон о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Из пп. "а", "б" п. 4 Правил следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Из пп. "а", "б" п. 5 Правил следует, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Материалами дела установлено, что проект контракта содержит следующее:
"6.3. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
- 6.4. Штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, определяется в следующем порядке
2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
6.8. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Штраф устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 в размере
- 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта аукционной документации не установлены всевозможные пороговые значения штрафов за исключением пороговых значений превышающих начальную (максимальную) цену контракта за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2) Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 334 ГК РФ установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).
При этом, согласно части 1 статьи 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом
Пунктом 10.6 проекта контракта установлено, что если обеспечением исполнения контракта Подрядчика является залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), то денежные средства должны быть перечислены в размере обеспечения исполнения договора
Вместе с тем, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в виде залога частью 3 статьи 96 Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3) Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 68 при проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
Материалам дела установлено, что электронный аукцион проведен 08.06.2017 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссии рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно, ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Между тем, в Единой информационной системе, на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" протокол рассмотрения второй части заявок отсутствует, что нарушает ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СибВостокСтрой", на действия заказчика Администрации МО "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на обследование и устройство сезонных автомобильных дорог муниципального образования "Булунский улус (район)" (извещение N 0116300031917000019) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Булунский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 2 ст. 7, ч. 4, 5, 8 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 1 ч.1 ст. 64, п. 5 ст. 63, ч. 8 ст. 69, ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации МО "Булунский улус (район)" предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 июня 2017 г. N 06-561/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017