Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 июля 2017 г. N 05-05-06/153-17
Резолютивная часть решения объявлена 04.07.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.07.2017 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Оюн С.С. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Сарыг-оол М.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующий на основании доверенности от 17.10.2016 года N ЮК-122,
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- "_", действующая на основании доверенности от 08.12.2016 года N ММ-04-2301,
от подателя жалобы - РОО "Союз строителей Республики Тыва":
- "_", президент РОО "Союз строителей Республики Тыва",
на рассмотрение жалобы РОО "Союз строителей Республики Тыва" также явились от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" "_" и "_", которые не были допущены к участию в заседании Комиссии, в связи с ненадлежащим образом оформленными полномочиями на представление интересов государственного заказчика,
рассмотрев жалобу (вх. N 2790 от 28.06.2017 года) РОО "Союз строителей Республики Тыва" на действия государственного заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N 0112200000817001250 на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе РОО "Союз строителей Республики Тыва" государственным заказчиком и уполномоченным органом при проведении электронного аукциона N 0112200000817001250 допущены следующие нарушения:
- начальная (максимальная) цена контракта электронного аукциона N 0112200000817001250 неправомерно снижена;
- нарушен порядок дачи разъяснения положений аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817001250.
Представитель подателя жалобы на заседании Комиссии поддержала доводы жалобы РОО "Союз строителей Республики Тыва" в полном объеме.
Представитель государственного заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что по электронному аукциону N 0112200000817001250 к выполнению подлежат работы по строительству школы с пришкольным интернатом, которые разделены на 2 этапа. До государственного заказчика для проведения электронного аукциона N 0112200000817001250 были доведены из бюджета 315 798 110 рублей, в связи с чем, из проектной документации были удалены отдельные виды работ, а также исключены отдельные позиции материалов (техники), которые при выполнении работ фактически не будут использованы, в целях уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, так как проектная документация, получившая положительное заключение, предусматривает сумму в размере 420 147 140 рублей.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000817001250 не поступило ни одной заявки.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000817001250 на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.05.2017 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000817001250 на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва, начальная (максимальная) цена контракта - 315 798 110 рублей.
Документация электронного аукциона на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 24.05.2017 года N ЭА-Р-05-17-1560.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 04.07.2017 года на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не поступило ни одной заявки.
1.) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта является обязательной составной частью аукционной документации.
Методы и порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта установлены статьей 22 Закона о контрактной системе и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Методические рекомендации).
Одним из таких методов является проектно-сметный метод, который заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта на строительство на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ (части 1 и 9 статьи 22 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 6.1 Методических рекомендаций основанием для определения начальной (максимальной) цены контракта на строительство в соответствии с проектно-сметным методом является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при использовании проектно-сметного метода заказчики обязаны устанавливать только ту цену, которая указана в проектной документации, включающую сметную стоимость работ. В свою очередь, проектная документация разрабатывается и утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России и не оспаривается представителем государственного заказчика при проведении электронного аукциона N 0112200000817001250 в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта использован проектно-сметный метод в соответствии с проектной документацией.
При этом, проектной документацией на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва предусмотрена сумма в размере 420 147 140 рублей.
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат государственной экспертизе.
Как следует из материалов дела 15.09.2016 года Государственным автономным учреждением "Управление государственной строительной экспертизы Республики Тыва" выдано положительное заключение N 17-1-6-0032-16 на проектную документацию на выполнение работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Согласно указанному положительному заключению N 17-1-6-0032-16 сметная стоимость выполнения работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва составляет 420 147,14 тыс.руб.
Таким образом, фактически стоимость выполнения работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва составляет 420 147,14 тыс.руб., а не 315 798 110 рублей как указано в извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000817001250.
Как указано выше на заседании Комиссии представитель государственного заказчика пояснила, что из проектной документации были удалены отдельные виды работ, так как до государственного заказчика для проведения электронного аукциона N 0112200000817001250 были доведены из бюджета 315 798 110 рублей.
При таких обстоятельствах и с учетом того, что в рассматриваемом случае в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта используется проектная документация (включающая сметную стоимость работ), подлежащая государственной экспертизе, государственным заказчиком фактически изменены отдельные положения проектной документации (удалены отдельные виды работ).
Согласно части 3.5 статьи 49 ГрК РФ подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.
В случае модификации такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или обеспечивается юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 48.2 ГрК РФ, указанное заключение также подтверждает, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не приводят к увеличению сметы на их строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах.
В ходе рассмотрения жалобы ни уполномоченным органом, ни государственным заказчиком заключение, указанное в части 3.5 статьи 49 ГрК РФ, не представлено, о наличии такого заключения представителями уполномоченного органа и государственного заказчика на заседании Комиссии не заявлялось, в ЕИС указанное заключение также отсутствует.
Таким образом, государственным заказчиком в нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности были внесены изменения в проектную документацию на выполнения работ по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Кроме того, согласно части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 30 Положения предусмотрено, что сметная документация, предусмотренная в пункте 28 Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
В соответствии с пунктом 31 Положения сводный сметный расчет стоимости строительства, предусмотренный пунктом 30 Положения, составляется с распределением средств, в том числе по следующим главам:
подготовка территории строительства (глава 1);
объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);
объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);
временные здания и сооружения (глава 8).
Вместе с тем, в ходе анализа сметного расчета строительства, размещенного в ЕИС, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что указанный сметный расчет не содержит глав 1, 3, 8.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что поскольку размещенная в ЕИС проектная документация не получила соответствующего заключения, указанного в части 3.5 статьи 49 ГрК РФ, в рассматриваемом случае при проведении электронного аукциона N 0112200000817001250 фактически отсутствует в аукционной документации обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, государственным заказчиком - Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, статьи 22 Закона о контрактной системе в аукционной документации электронного аукциона N 0112200000817001250 не установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, довод РОО "Союз строителей Республики Тыва" о неправомерном занижении начальной (максимальной) цены контракта является обоснованным.
2.) В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России уполномоченным органом в ЕИС 13.06.2017 года и 17.06.2017 года размещены разъяснения государственного заказчика положений аукционной документации.
Вместе с тем, указанные разъяснения положений аукционной документации не содержат предмета запроса, что является нарушением части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод РОО "Союз строителей Республики Тыва" о нарушении порядка дачи разъяснения положений аукционной электронного аукциона N 0112200000817001250 является обоснованным.
Довод представителя государственного заказчика о том, что работы по строительству школы с пришкольным интернатом в с. Ийи-Тал Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва осуществляются в 2 этапа, Комиссией Тывинского УФАС России не принимается, так как из материалов настоящего дела не следует, что электронный аукцион N 0112200000817001250 размещен на выполнение работ по 1 либо по 2 этапу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу РОО "Союз строителей Республики Тыва" обоснованной.
2. Установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение:
2.1. пункта 1 части 1 статьи 64, статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части отсутствия в аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
2.2. части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения порядка дачи разъяснения положений аукционной документации.
3. Выдать государственному заказчику - Государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ", уполномоченному органу и аукционной комиссии - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, оператору электронной торговой площадки - Агентству по государственному заказу Республики Татарстан предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Направить настоящее решение в Службу по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва для принятия мер реагирования.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
|
Члены Комиссии |
А.О. Ооржак
С.С. Оюн
М.Ю. Сарыг-оол Ч. |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 июля 2017 г. N 05-05-06/153-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017