На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Возрождение" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Уральского окружного военного суда (далее - Аукционная комиссия), Уральского окружного военного суда (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на проведение работ по капитальному ремонту системы канализации для нужд Уральского окружного военного суда (номер извещения 0162100007017000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. Заказчиком установлены требования к товарам "шуруп ГОСТ 1144-80", "доски необрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86", "песок для строительных работ", которые противоречат нормам ГОСТ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 25.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся.
6) по результатам проведения Аукциона 25.06.2017 заключен государственный контракт с ООО "РСК Гефест" по цене 1 200 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2017 N 0162100007017000024-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "9" (Заявителю), а также участникам закупки с порядковыми номерами "4", "5", "6", "7" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что "ряд показателей не соответствует аукционной документации и положениям Закона о контрактной системе".
В приложении N 3 к государственному контракту документации об Аукционе содержатся сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара. При этом требования к составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе отсутствуют в документации об Аукционе.
Изучив документацию об Аукционе, заявки участников закупки, представленные представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к составу заявок, а также инструкция по заполнению заявок, позволяющая определить раздел документации об Аукционе, в котором содержатся показатели, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования к составу заявки, надлежащую инструкцию по заполнению заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что Заказчиком в документации не установлены требования к составу заявки, надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участникам закупки с порядковыми номерами "4", "5", "6", "7" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам "шуруп ГОСТ 1144-80", "доски необрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86", "песок для строительных работ", которые противоречат нормам ГОСТ.
Приложением N 3 к государственному контракту Документации об Аукционе установлены требования к товарам, например, как по позиции 42 "шуруп ГОСТ 1144-80": "Шурупы должны быть с прямым или крестообразным шлицем с диаметром стержня от 1,6 до 10 мм; исполнение 1 или 2 или 3 или 4; Длина шурупа более 20 мм; Теоретическая масса 100 шт. шурупов до 13 кг. Материал: латунь или сталь".
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 1144-80 теоретическая масса шурупов измеряется из расчета 1000 штук шурупов.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявок не позволяет указать значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара" технической части документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 1 "Краска акрилатная": "массовая доля нелетучих веществ должна быть не более 60 процентов, стойкость пленки к воздействию воды должна быть не менее 20 часов", по позиции 7 "Песок ГОСТ 8736-2014": "Полный остаток на сите N 063 - минимальное значение 10, максимальное значение 50. Содержание зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений: Св. 10 мм - 5 % по массе; Св. 5 мм - 15 % по массе; Менее 0,16 мм - 15 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 3 % по массе. Содержание глины в комках не должно превышать 0,5 % по массе", по позиции 9 "Щебень ГОСТ 8267-76" : "потеря массы при испытании на дробимость и на истираемость должна быть более 10 %, содержание зерен слабых пород должно быть не более 15 %, содержание глины в комках должно быть менее 0,5 %", по позиции 10 "Битум нефтяной строительный ГОСТ 8736-2014": "глубина проникновения иглы при +25 °С, 0,1 мм должна быть не менее 41 не более 60, растворимость, %, не менее 99,50; температура размягчения по кольцу и шару, °С, не более 105" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пунктах 7 и 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующее требование к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В документации об Аукционе установлены "требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ", в том числе: "отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 7-7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, документацией об Аукционе не установлены требования ко второй части заявки о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника Аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 43.22.11.150 "Работы по монтажу канализационных систем".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту системы канализации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе копии свидетельства на допуск к работам по организации строительства.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 июня 2017 г. N ВП-323-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2017