Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РостовАвтоДорСтрой" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства транспорта Ростовской области (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством транспорта Ростовской области (далее - Заказчик), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Северный обход г. Ростова-на-Дону" на участке а/д "г. Ростов-на-Дону - сл. Родионово-Несветайская - г.Новошахтинск" - а/д "Ростов - на - Дону - Таганрог" (номер извещения 0158200000517000108) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно признавшей вторую часть заявки Заявителя несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 26.06.2017 на 27.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее- ЕИС) - 18.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 487 337 900 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника Аукциона;
7) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукциона признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Подпунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 2.4 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к группе работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с пунктом 3.4 документации об Аукционе подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки следующих документов:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.06.2017 N0158200000517000108-3 (далее - Протокол подведения итогов) заявки участников закупки с порядковыми номерами "3" (Заявитель), "5" ООО "ДОНАЭРОДОНСТРОЙ" признаны не соответствующими дополнительным требованиям, установленным в документации об Аукционе, поскольку в подтверждения опыта выполнения работ участниками закупки в составе своих заявок представлены акты выполненных работ, подписанные ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Как следует из пояснений Заявителя, в составе заявки на участие в Аукционе сведения представлены в полном объеме, в том числе контракт от 21.05.2013 N 3-КРЕМ-13 на капитальный ремонт автомобильной дороги Южный подъезд к г. Ростов-на-Дону км6+00-км 12+000 в Рустовкой области, стоимостью 358 395 061 рубль, что составляет 24 % от начальной максимальной цены контракта и срок выполнения работ по контракту - 15.10.2014, а также акты о приёмки выполненных работ от 15.10.2014, что в совокупности соответствует дополнительным требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Также, Комиссией установлено следующее.
На заседании Комиссии представитель АО "ДОНАЭРОДОНСТРОЙ" сообщил, что в составе заявки на участие в Аукционе АО "ДОНАЭРОДОНСТРОЙ" представлены сведения, соответствующие дополнительным требованиям, установленным в документации об Аукционе, в том числе представлен контракт от 30.11.2012 N 2012.156505-ГК на строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения г. Ростов-на-Дону стоимостью 6 870 333 282,14 рубля, акт выполненных работ от 10.12.2015 и разрешение на ввод в эксплуатацию, акт приемочной комиссии от 11.08.2015, что в совокупности соответствует дополнительным требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих правомерность действий Единой комиссии, принявшей решение о признании вышеуказанных заявок не соответствующими документации об Аукционе на указанном основании.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанных заявок участников закупки, не соответствующими дополнительным требованиям, установленным в документации об Аукционе, не соответствуют части 7 стать 69 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2017 N0158200000517000108-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) участнику закупки с порядковыми номерами "6", "8" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи со следующим.
- заявка участника закупки (N 6) не соответствует требованиям части IV документации об Аукционе, а именно: пункт 23, в котором указано "Под экраном будет проложена медная луженая проволока с номинальным диаметром 0,30-0,40 мм", в к отношении которого участником не указано конкретно значение - "с номинальным диаметром 0,30-0,40 мм", что не является конкретным значением.
- заявка участника закупки (N 8) не соответствует требованиям части IV документации об Аукционе, а именно по пункту 78, в котором указано "по крупности зерен (модулю крупности) песок требуется крупный, повышенной крупности". В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено правило "когда значения показателей соединены словами/символами "и", ",", участник предлагает материал, который имеет все перечисленные подобным образом значения показателей", а участником закупки указано "песок крупный".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что при указании пункта 23 в Протоколе рассмотрения заявок допущена техническая ошибка, а именно: показатель товара "Под экраном будет проложена медная луженая проволока с номинальным диаметром" соответствует характеристикам товара, указанного в пункте 20 таблицы части IV документации об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, составившей ненадлежащим образом Протокол рассмотрения заявок, нарушают часть 6 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3.5 документации об Аукционе установлен инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, содержащая в том числе следующие правила заполнения заявки на участие в Аукционе:
"Значения показателей должны быть конкретизированы участником закупки в соответствии требованиям Части IV за исключением случаев:
- когда показатель указан полужирным курсивным начертанием текста, в этом случае показатель должен быть указан в неизменном виде.
-когда показатели представляют собой назначение, область применения (предложения (синтаксические конструкции), в которых установлены требования к значениям показателей, содержат слова "предназначены", "предназначен", "предназначена", "предназначаться", "предназначенные"), участник указывает значения таких показателей в неизменном виде.
-когда значения показателей товаров/материалов представляют собой величины, которые возможно установить только по результатам проведения испытаний и участник не имеет в наличии данные товары/материалы, то такие значения показателей должны быть указаны в неизменном виде.
-когда значение показателя является по своей сути диапазонным (пример: фракция щебня от 5 до 10 мм).
-когда диапазон значений обозначен символом "", такой диапазон должен быть указан в неизменном виде.
Символ "-" разделяющий значения показателей, обозначает диапазон (включая крайние значения)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика в отношении отказа в допуске к участию в Аукционе участника закупки с порядковым номером "6" сообщил, что по показателю "Под экраном будет проложена медная луженая проволока с номинальным диаметром 0,30-0,40 мм" участнику закупки требуется указать конкретное значения, в то время как участник закупки в своей заявке указал значение в неизменном форме.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что из положений инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не представляется возможным однозначным образом сделать вывод о необходимости указания участниками закупки, в том числе конкретного значения по вышеуказанному показателю товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит надлежащих правил указания значений показателей, Комиссия приходит к выводу, что сведения, представленные участником закупки с порядковым номером "6" о номинальном диаметре не противоречат положениям документации об Аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 3.3 документации об Аукционе установлено, что в составе первой части заявки на участие должны быть представлены конкретные показатели товаров, функциональные, технические и качественные характеристики которых указаны в соответствии с частью IV, размещенной отдельным файлом (Excel) в ЕИС и являющейся неотъемлемой частью настоящей документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что положения части IV документации об Аукционе содержат пункт 78, в котором указан следующий показатель "по крупности зерен (модулю крупности) песок требуется крупный, повышенной крупности", значение которого изменяется в зависимости от даты, установленной на ЭВМ, например, при установлении даты 06.06.2017 значение показателя указывается через символ ",", а при установлении даты 07.07.2017 (дата окончания подачи заявок на участив Аукционе) - значение показателя указывается через символ ";".
Согласно пояснениям Заказчика, при наличии в показателе товара символа "," - участниками закупки требуется указать значения показателя в неизменной виде, а в отношении символа ";" - требуется указать одно конкретное значение показателя товара.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе, в соответствии с которыми участникам закупки требуется сформировать заявки на участие в Аукционе, содержат ограничения доступа к участию в Аукционе, что в свою очередь повлекло признание заявки участника закупки с порядковым номером "8" несоответствующей требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе в допуске участниками закупки с порядковыми номерами "6", "8", нарушают части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РостовАвтоДорСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушения частей 5, 6 статьи 67, части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 27.06.2017 по делу N К-807/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 июня 2017 г. N К-807-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.06.2017