Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции Каширского шоссе на участке км 0- км 4,4 в Ленинском районе (подготовка территории строительства) (номер извещения 0148200005417000570) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа согласились с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 968 872 724,63 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 20.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 27.07.2017;
6) дата проведения Аукциона - 31.07.2017.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов таблицы "Требования Заказчика к качественным характеристикам и конкретным показателям используемых товаров, материалов и конструкций" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, такие, например, как по позиции 1 "Асфальтобетонная смесь 1": "содержание щебня в смеси1: свыше 40 до 50, %", "остаточная пористость: свыше 2.5 до 5.0, %", "показатель водостойкости плотных асфальтобетонов: не менее 0,85"; по позиции 3 "Песок в составе асфальтобетонной смеси 1": "модуль крупности: свыше 2,0 до 3,5", "содержание пылевидных и глинистых частиц: до 3, % по массе", "содержание глины в комках: до 0,5, % по массе", "влажность: 0,1-0,5, %"; по позиции 4 "Минеральный порошок в составе асфальтобетонной смеси 1": "пористость: до 35, %", "влажность: < 1,0, % по массе", "величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф, до 1500, Бк/кг"; по позиции 5 " Битум в составе асфальтобетонной смеси 2": "температура вспышки: 230, °С", "температура хрупкости: не выше минус 15, °С", "температура самовоспламенения:
368, °С", по позиции 9 "Эмульсия битумная дорожная": "содержание вяжущего с эмульгатором: от 50 до 60, % по массе" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что 27.06.2017 в документацию об Аукционе внесены соответствующие изменения, согласно которым требования к содержанию заявки, а именно излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, исключены.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что 27.06.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом устранено нарушение путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 4.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик исполняет свои обязательства по Контракту лично и/или с привлечением третьих лиц (субподрядчиков), порядок привлечения которых согласован Сторонами. Подрядчик вправе привлекать субподрядчиков в целях исполнения Контракта, отвечающих следующим требованиям (далее по тексту - Субподрядчики):
4.3.1. наличие необходимого опыта, оборудования и персонала;
4.3.2. в случаях, предусмотренных законодательством РФ, наличие свидетельства о допуске к работам, лицензий, сертификатов, 4.3.3. наличие других документов, подтверждающих право на выполнение определенных видов работ.
В целях качественного и своевременного исполнения определенных видов (этапов) работ могут быть установлены и дополнительные требования, предъявляемы к Субподрядчику, учитывающие особенности их исполнения и обусловленные характером данных видов (этапов) работ.
Указанные в пункте 4.3. документы (подтверждающие соответствие предъявляемым требованиям), в полном объеме подлежат предварительному предоставлению Заказчику не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до заключения Контракта с Субподрядчиком, при этом, по результатам рассмотрения представленной Исполнителем информации Заказчик вправе указать Исполнителю на обстоятельства, связанные с привлечением третьего лица в качестве Субподрядчика, которые могут затруднить и/или сделать невозможным выполнение Работ в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, и соответственно отклонить Субподрядчика. Привлечение Субподрядчика для исполнения Контракта, который был отклонен Заказчиком, Исполнителем не осуществляется. Согласие Заказчика на привлечение Субподрядчика должно быть явно выражено и не иначе как в письменной форме с указанием полного наименования согласованного Субподрядчика, его местонахождения, ОГРН и ИНН".
Комиссия приходит к выводу о том, что проектом государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Подпунктом 4 пункта 25 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, включенной в реестр банковских гарантий, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
При этом пунктом 2.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Подрядчик внес обеспечение исполнения Контракта в размере ______ (______)* рублей _____ * копеек, определенном в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, что составляет _____ * % от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме банковской гарантии, выданной (наименование банка, срок действия банковской гарантии (срок должен превышать срок Контракта не менее чем на 1 (один) месяц) и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ. Заказчик вправе требовать удержания денежных средств в качестве обеспечения исполнения Контракта при нарушении Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит сведений, указанных в информационной карте документации об Аукционе в отношении возможности внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия установила, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит обязательное условие о сроках возврата Заказчиком, Уполномоченным органом поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.06.2017 N К- 788/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2017 г. N К-788-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017