Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБОУ ВПО "Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией Уполномоченного органа (далее - Аукционная комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции, реставрации с частичным новым строительством и приспособлением к современным функциональным и инженерно-техническим требованиям комплекса зданий ФГБОУ ВПО "Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского" по адресам: Б. Никитская ул., д. 13/6, стр. 1, д. 11/4, стр. 1,2; М. Кисловский пер., д. 12/8, стр. 2; Ср. Кисловский пер., д. 3, стр. 1, 1А, 2, 3, 4, в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной и природной среды, г. Москвы", а именно: строительство тепловых сетей к ЦТП-3 и к ИТП-2 по адресам: г. Москва, ул. Б. Никитская, д. 13/6, стр. 1, д. 11/4, стр. 1, 2 (номер извещения 0373100070117000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченный органа:
1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
2. Заказчиком в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлены показатели технических характеристик товара, не соответствующее ГОСТ, а именно в п. 11, п. 29, п. 38.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 697 121, 27 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 30.06.2017.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе, в случае указания требуемого значения с использованием символа "_-_" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить заявке конкретный(-ые) показатель.
Вместе с тем, из инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе также следует, что символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что установление вышеуказанных противоречащих друг другу положений инструкции документации об Аукционе является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения инструкции вводят в заблуждение участников закупки, так как не представляется возможным определить каким из указанных положений участнику закупки следует руководствоваться при заполнении заявки на участие в Аукционе, из чего следует, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок.
2. В пункте 11 "Прокладки паронитовые" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлен показатель "Внутренний диаметр прокладки" - не менее 55 мм, наружный диаметр прокладки - не менее 106 мм.
Также в пункте 11 "Прокладки паронитовые" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе в том числе установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 15180-86.
В таблице N 3 ГОСТ 12815-80 установлено, что при значении "Наружный диаметр" 106 мм, внутренний диаметр прокладки соответствует значению 57 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение диаметра не менее 55 мм, например, 55 мм, которое будет соответствовать положениям инструкции, но не соответствовать требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению 57 мм.
В пункте 29 "ПОРТЛАНДЦЕМЕНТ" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлен показатель "Тонкость помола (сито N 008)" - более 80 %.
Инструкцией по заполнению первой части заявки документации об Аукционе в том числе установлено требование о соответствии предлагаемых участником материалов ГОСТ 10178-85.
В пункте 1.10 ГОСТ 10178-85 установлено, что тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N 008 по ГОСТ 6613 проходило не менее 85% массы просеиваемой пробы.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение тонкости помола более 80 %, например, 83 %, которое будет соответствовать положениям инструкции, но не соответствовать требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению не менее 85 %.
В пункте 38 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные со снятой фаской ГОСТ 8732-78" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлен показатель "Наружный диаметр" - 219 мм. "Толщина стенки" - не менее 10 мм. "Масса 1 м трубы - более 50 кг.
В пункте 39 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные со снятой фаской ГОСТ 8732-78" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлен показатель "Наружный диаметр" - 273 мм. "Толщина стенки" - не менее 6,5 мм. "Масса 1 м трубы - более 41 кг.
В пункте 40 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные со снятой фаской ГОСТ 8732-78" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлен показатель "Наружный диаметр" - 325 мм. "Толщина стенки" - не менее 8 мм. "Масса 1 м трубы - более 61 кг.
В таблице N 1 ГОСТ 8732-78 установлено, что трубы с наружным диаметром 219 мм и толщиной стенки "не менее 10 мм" имеют массу 1 метра трубы не менее 51,54 кг. Трубы с наружным диаметром 273 мм и толщиной стенки "не менее 6,5 мм" имеют массу 1 метра трубы не менее 42, 72 кг. Трубы с наружным диаметром 325 мм и толщиной стенки "не менее 8 мм" имеют массу 1 метра трубы не менее 62, 54 кг.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать в пункте 38 любое значение массы 1 кг труб, при толщине стенки "не менее 10 мм" более 50 кг, например, 51 кг, которое будет соответствовать положениям инструкции, но не соответствовать требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению не менее 51,54 кг,
В пункте 39 любое значение массы 1 кг труб, при толщине стенки "не менее 6,5 мм" более 41 кг, например, 42 кг, которое будет соответствовать положениям инструкции, но не соответствовать требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению не менее 42,72 кг.
В пункте 40 любое значение массы 1 кг труб, при толщине стенки "не менее 8 мм" более 61 кг, например, 62 кг, которое будет соответствовать положениям инструкции, но не соответствовать требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению не менее 62,54 кг.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе и ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанным основаниям, заявки участников закупки не отклонялись.
2. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.06.2017 N 0373100070117000007-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "4" отказано в допуске, поскольку Заявителем в составе первой части заявки предоставлена информация в отношении товара, используемого при оказании услуг, несоответствующая требованиям документации об Аукционе, а именно: "а) несоответствие ГОСТ 15180-86 предлагаемого к поставке товара техническим характеристикам (п. 11 Технического задания заявки участника "Внутренний диаметр прокладки", требуемое Заказчиком должно быть не менее 55, а у участника N 1 - 55 мм. По ГОСТ 15180-86 внутренний диаметр составляет 57 мм, а наружный - 106 мм. б) несоответствие ГОСТ 3694-83 предлагаемого к поставке товара техническим характеристикам (п. 25 Технического задания заявки участника "Диаметр условного прохода: не более 400 мм, свыше 250", а у участника N 1 - 300 и 300 соответственно. По ГОСТ 3694-83 эти значения равны 377 мм и 273 мм".
В таблице 2 к Технической части документации об Аукционе в пункте 11 "Прокладки паронитовые" по показателю "Внутренний диаметр" установлено значение - не менее 55 мм.
В таблице 2 к Технической части документации об Аукционе в том числе установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 15180-86.
В таблице N 3 ГОСТ 12815-80 установлено, что внутренний диаметр прокладки соответствует значению 57 мм.
Изучив первую часть заявки участника закупки с порядковым номером "4" на участие в Аукционе, представленную представителем Уполномоченного органа, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении товара в пункте 11 "Прокладки паронитовые" по показателю "Внутренний диаметр" - 55 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любое значение внутреннего диаметра не менее 55 мм, например, 55 мм, указанное в заявке, которое соответствует положениям инструкции, но не соответствует требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значению 57 мм.
В пункте 25 "ОПОРА СКОЛЬЗЯЩАЯ ОПП-3 ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ" в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе установлены следующие значения по показателю "Диаметр условного прохода": не более 400 мм, свыше 250 мм.
Также в таблице 2 к Технической части документации об Аукционе в том числе установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 3694-83.
В таблице N 2 ГОСТ 3694-83 установлено, что "Диаметр условного прохода" должен соответствовать значениям 377 мм, 273 мм.
Изучив первую часть заявки участника закупки с порядковым номером "4" на участие в Аукционе, представленную представителем Уполномоченного органа, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении товара в пункте 25 "ОПОРА СКОЛЬЗЯЩАЯ ОПП-3 ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ" по показателю "Диаметр условного прохода": не более 300 мм, свыше 300 мм.
Таким образом, в соответствии с положениями инструкции документации об Аукционе, участник закупки может указать любые значения диаметра условного прохода не более 400 мм, свыше 250 мм, например, не более 300 мм, свыше 300, указанные в заявке, которое соответствует положениям инструкции, но не соответствует требованиям ГОСТ, в соответствии с которым, значение данного показателя соответствует значениям 377 мм, 273 мм.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, и ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, что не позволяет участникам закупки подготовить заявку надлежащим образом.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику закупки с порядковым номером "4" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 28.06.2017 по делу N К-786/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 июня 2017 г. N К-786-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2017