Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова Александра Викторовича (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства лекарственных средств на территории города Москвы (номер извещения 0173200001417000497) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика исполнителя) путем проведения открытого конкурса.
2. Расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен не в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.
3. В нарушении Указа Президента Российской Федерации от 31.05.2017 N 244 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ N 244) в Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 28.06.2017. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 29.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 20.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 853 665 883 рублей;
4) Дата и время окончания срока подачи заявок - 29.08.2017.
1. Согласно части 1 статьи 111.4 Закона о контрактной системе на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации проводится конкурс в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, в том числе с учетом особенностей, которые предусмотрены настоящей статьей, на заключение государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства такого товара на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 29.06.2017 NИИ5, Конкурсной документации, объектом закупки является поставка лекарственных препаратов, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства лекарственных средств на территории города Москвы.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данная закупка проводится на основании распоряжения Правительства Москвы от 11.04.2017N 149-РП "О проведении конкурса на заключение государственного контракта на поставку лекарственных препаратов, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства лекарственных средств на территории города Москвы" (далее - Распоряжение Правительства Москвы от 11.04.2017 N 149-РП).
В пункте 1 Распоряжения Правительства Москвы от 11 апреля 2017 г. N 149-РП установлено, что в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе необходимо провести Конкурс на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства лекарственных средств на территории города Москвы.
В Распоряжении Правительства Москвы от 11.04.2017 N 149-РП установлены условия по проведению Конкурса и перечень лекарственных средств, производство которых создается или модернизируется и (или) осваивается на территории города Москвы в соответствии с требованиями государственного контракта, на право заключения которого, проводится Конкурс.
Таким образом, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с требованиями части 1 статьи 111.4 Закона о контрактной системе Заказчик выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3 части 3 статьи 111.4 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации может быть установлен в том числе порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с таким государственным контрактом.
Согласно пункту "в" части 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1166 от 12.11.2016 "Об установлении особенностей планирования закупок и проведения конкурсов для определения поставщика, с которым заключается государственный контракт, предусматривающий встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации" при осуществление закупок, предусматривающих заключение государственных контрактов со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации установлены в том числе, следующие особенности планирования закупок: "Определение и обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта осуществляется в порядке, утверждаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации".
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что расчет начальной (максимальной) цены контракта установлен в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства Москвы от 11.04.2017 г. N 148-РП "О внесение изменений в Распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП" (далее - Распоряжение Правительства Москвы от 11.04.2017 г. N 148-РП), Распоряжения Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения города Москвы" (далее - Распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП) и в соответствии с требованиями Приложения 1 "Формула цена государственного контракта" к основным условиям Распоряжения Правительства Москвы от 11.04.2017 N 149-РП.
В Конкурсной документации установлена формула расчета начальной (максимальной) цены контракта и расчет начальной (максимальной) цены в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства Москвы от 11.04.2017 г. N 148-РП и в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что обоснование (начальной) максимальной цены контракта установлено в соответствии с требованиями Распоряжения Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Кроме того, согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 13.2 Информационной карты Конкурсной документации в редакции от 20.06.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 1457.
Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС - 20.06.2017.
Вместе с тем, Указ N 244 опубликован - 31.05.2017.
При этом, Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", согласно которому Постановление N 1457 утратило силу, вступило в силу - 10.06.2017.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что установление данного требования к участникам закупки в Конкурсной документации является технической ошибкой, и данное требование устранено Заказчиком, Уполномоченным органом, путем внесения изменения в Конкурсную документацию.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации в редакции от 20.06.2017 требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 1457 нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку 27.06.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом внесены соответствующие изменения в Конкурсную документацию.
4. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835 обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства N 835 первый этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план закупок, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, плана закупок.
Согласно пункту 16 Постановления Правительства N 835 срок обсуждения в специализированном разделе в рамках первого этапа обязательного общественного обсуждения должен составлять не менее 20 дней с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, плана закупок.
Согласно пункту 19 Постановления Правительства N 835 не позднее 10 дней после дня окончания срока, указанного в пункте 16 настоящих Правил, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение, проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план закупок и подлежащей обязательному общественному обсуждению.
Согласно пункту 20 Постановления Правительства N 835 информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается в специализированном разделе лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, не менее чем за 5 дней до дня проведения таких слушаний.
Согласно пункту 29 Постановления Правительства N 835 по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение, принимается одно из следующих решений: а) отмена проведения закупки; б) продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения; в) продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план закупок и план-график (при необходимости).
Согласно части 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что 13.06.2017 в ЕИС размещено извещение о проведении первого этапа общественных обсуждений, согласно которому срок обсуждения в специализированном разделе с 06.06.2017 по 26.06.2017, и дата публичных слушаний 03.07.2017.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что первый этап обязательного общественного обсуждения не завершен.
Вместе с тем, 27.06.2017 в связи с технической ошибкой работы ЕИС второй этап общественных обсуждений закупки размещен на "Портале поставщиков" (http://forum.zakupki.mos.ru).
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, нарушивших сроки проведения первого и второго этапа обязательных общественных обсуждений, а также не разместивших в специализированном разделе информации о закупке для проведения второго этапа общественных обсуждений, нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку первый этап и второй этап общественных обсуждений фактически находится на стадии проведения, а срок подачи заявок на участие в Конкурсе до 29.08.2017.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова Александра Викторовича, обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации в редакции от 20.06.2017 требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 1457.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31, части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 29.06.2017 по делу N К-811/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 июня 2017 г. N К-811-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2017