Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ХольцГранХолдинг" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления судебного департамента в Московской области (далее - Аукционная комиссия), ГУП "Агентство по государственному заказа, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку мебели (барьеров) для оборудования залов судебных заседаний с участием присяжных заседателей в районных (городских) судах Московской обсласти и гарнизонных военных судах (номер извещения 0348100021717000100) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком не даны разъяснения на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товара, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания такого товара.
3. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащий порядок оплаты поставленного товара.
4. В документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457) в связи с тем, что утратило силу.
Представитель Заказчика частично согласился с доводами Заявителя.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 30.06.2017 на 03.06.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 810 456 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 14.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 18.07.2017;
6) дата проведения Аукциона - 21.07.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не даны разъяснения на запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, направленный Заказчику 20.06.2017.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводом Заявителя, а также сообщил, что ответ на запрос Заявителя размещен в ЕИС 28.06.2017. При этом представитель Заказчика пояснил, что, учитывая срок окончания подачи заявок до 14.07.2017, указанное нарушение не ограничивает Заявителя в формировании заявки.
На заседании Комиссии установлено, что все разъяснения положений документации об Аукционе размещены в ЕИС 28.06.2017 NN РД1-РД7.
Кроме того, Комиссия установила, что все разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные в ЕИС от 28.06.2017 NNРД1-РД7, не содержат предмета запросов.
Таким образом, действия Заказчика, не предоставившего разъяснения положений документации об Аукционе в срок, установленный Законом о контрактной системе, а также разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе без указания предмета запросов, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товара, в том числе к сырью, компонентному составу товара, из которых изготавливается товар, а также показатели результатов испытания такого товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены характеристики товара "Барьер", например: "Отдельные включения крупной стружки на пласты плиты размером, мм: для плит с мелкоструктурной или обычной поверхностью 10*-35* или не определяют. Покоробленность, мм в пределах от 1,2* до 1,6*. Отдельные включения частиц коры на пласты плиты размером, мм, не более 10. Твердость защитно-декоративного покрытия: при массе груза 1,5 Н, мкм от 60,0 до 100,0; по приложению Д,Н от 1,5 до 2,5 мкм. Стойкость покрытия к истиранию от 65 до 100 оборотов. Влажность плит 5*-13*%. Предельное отклонение по толщине должно быть не более -0,3/+1,7 мм" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также в отношении упаковки товара.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки являться производителем товара и (или) иметь предлагаемый к поставке товар в наличии при подаче заявки для целей описания в составе заявки помимо сведений о самом товаре, также подробных сведений о процессе его технологического производства и компонентного состава.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен надлежащий порядок оплаты поставленного товара.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 2.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе, в том числе установлено: "Оплата поставленной продукции производится Государственным заказчиком путем перечисления Цены Контракта на банковский счет Исполнителя на основании надлежаще оформленных документов, указанных в Разделе 2 Контракта, подписанных обеими Сторонами, в течение 30 (тридцати) банковских дней с даты выставления Исполнителем счёта на оплату Цены Контракта и Товарной накладной".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не установлено в Законодательстве Российской Федерации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что 28.06.2017 в документацию об Аукционе внесены соответствующие изменения, согласно которым вышеуказанное нарушение устранено.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий порядок оплаты оказанных услуг, а именно в отношении исчисления сроков оплаты оказанных услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что 28.06.2017 Заказчиком устранено нарушение путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 1457.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 10.06.2017, Постановление Правительства N 1457 утратило силу.
Согласно пункту 26 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования, предусмотренные Постановлением N 1457.
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС - 15.06.2017.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 28.06.2017 в документацию об Аукционе внесены соответствующие изменения, согласно которым вышеуказанное нарушение устранено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование о непринадлежности участника к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что 28.06.2017 Заказчиком устранено нарушение путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ХольцГранХолдинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 13.1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 03.07.2017 N К-835/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2017 г. N К-835-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2017