На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Ежикова И.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ города Москвы Дирекция капитального ремонта Департамента капитального ремонта города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств) по адресу: г. Москва, ЗАО, ЮЗАО, Воробьевы горы, улица Косыгина (номер извещения 0173200001417000496) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не проведено обязательное общественное обсуждение закупки.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части Документации об Аукционе не установлено требование о наличии лицензии Министерства культуры Российской Федерации, а также не содержится акта государственной историко-культурной экспертизы в связи с тем, что большая часть территории является объектом культурного наследия.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа частично согласились с доводами Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 736 710 197 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.07.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников Аукциона - 12.07.2017;
6) дата проведения Аукциона - 17.07.2017.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не проведено обязательное общественное обсуждение закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 835) обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 7 Постановления Правительства N 835 обязательное общественное обсуждение проводится в разделе "Обязательное общественное обсуждение закупок" официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в виде очных публичных слушаний.
Согласно пункту 33 Постановления Правительства N 835 второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения в единой информационной системе лицом, осуществляющим общественное обсуждение, таких извещений и документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в соответствии с Постановлением Правительства N 835 17.03.2017 в ЕИС опубликован первый этап обязательного общественного обсуждения. Вместе с тем, 07.04.2017 Заказчиком опубликован протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения.
На заседании Комиссии установлено, что сведения о втором этапе общественного обсуждения не размещены в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа представили графическое изображение закрытой части ЕИС, в которой содержатся сведения о первом и втором этапах общественного обсуждения, однако ввиду технической ошибки сведения о втором этапе общественного обсуждения не размещены в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС.
Учитывая изложенное, поскольку второй этап общественных обсуждений не размещен в специализированном разделе информации о закупке в ЕИС, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 20 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом не размещена в ЕИС проектно-сметная документация в полном объеме, а именно отсутствует проектная документация в отношении работ, проведение которых планируется осуществлять в рамках закупки, часть проектной документации, размещенная в ЕИС не соответствует сметам на выполнение работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
На заседании Комиссии установлено, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, в том числе отсутствует проект организации выполнения подрядных работ по благоустройству.
На заседании комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что на основании проектно-сметной документации получено заключение о достоверности начальной (максимальной) цены контракта в размере 8 115 073 344 рубля. Вместе с тем, в целях повышения конкуренции Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о реализации проекта в 2017-2018 гг. Из разработанного проекта выделена часть работ, начальная (максимальная) цена контракта которой также согласована Мосгосэкспертизой в ЕАИСТ 2.0 и 20.06.2017 закупка опубликована в ЕИС.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что проектно-сметная документация размещена в ЕИС не в полном объеме ввиду технической ошибки.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что проектно-сметная документация не размещена в ЕИС в полном объеме, прийти к выводу о том, что часть проектной документации, размещенная в ЕИС, не соответствует сметам на выполнение работ, не представляется возможным.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектно-сметную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в технической части Документации об Аукционе не установлено требование о наличии лицензии Министерства культуры Российской Федерации, а также не содержится акта государственной историко-культурной экспертизы в связи с тем, что большая часть территории является объектом культурного наследия.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, лица, привлекаемые в качестве субподрядчиков для выполнения лицензируемых видов деятельности должны обладать соответствующей лицензией в силу положений законодательства Российской Федерации о лицензировании.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объектом культурного наследия является территория, расположенная от смотровой площадки МГУ им. М.В. Ломоносова до улицы Колмогорова, при этом прилегающая зона "Большого газона" не относится к объекту культурного наследия. Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что в рамках закупки предусмотрены работы по благоустройству и проведению хозяйственной деятельности и не включают в себя работы по реставрации и реконструкции вышеуказанных объектов, в связи с чем требования к участникам закупки не установлены.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что Заказчиком, Уполномоченным органом проектно-сметная документация не размещена в полном объеме, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем довод Заявителя не нашёл своего подтверждения.
4. Решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 29.06.2017 по делу N К-810/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в документации об Аукционе надлежащим образом описания объекта закупки, а также положения контракта о сроках действия контракта, а также части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 29.06.2017 N К-810/17, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 29.06.2017 по делу N К-810/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2017 г. N ВП-348-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017