Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО"Лантана"" (далее - Заявитель) на действия Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган), ГКУ Московской области "Дирекция дорожного строительства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство объекта капитального строительства: "Проектируемая улица N1 "Большое кольцо" ("Западный объезд г. Сергиев Посад") (1,2,3 этап)". "Строительство проектируемой улицы N1 "Большое кольцо" ("Западный объезд г. Сергиев Посад") (3 этап)" (номер извещения 0148200005417000411) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
2. Не установлена дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
3. В документации об Аукционе не установлен порядок внесения денежных средств для обеспечения заявок на участие в Аукционе.
4. В документации об Аукционе неправомерно установлено, что аукционная комиссия рассматривает первые части заявок участников закупки раньше проведения электронного аукциона.
5. В пункте 5.2.2 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлена обязанность исполнителя открыть специальный счет.
6. В пункте 5.2.4.4 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено, что подрядчик оплачивает работу субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства в течение 30 дней.
7. В пункте 5.2.42 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование к материалам, необходимым при выполнении работ.
8. В пункте 5.2.25.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено требование в отношении наличия у субподрядчиков свидетельства саморегулируемой организации не в соответствии с требованиями Федерального Закона от 03.07.2016 N 372 "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 372), согласно которому, с 01.07.2017 необходимо требовать исключительно выписку из реестра членов саморегулируемой организации.
9. В пункте 5.2.25.5 проекта контракта документации об Аукционе неправомерно установлено, что подрядчик оплачивает работы субподрядчику в течение 20 дней.
10. В пункте 10.6 проекта контракта документации об Аукционе не установлено определение, устанавливающие "Разумный срок".
11. В пункте 12.9 проекта контракта документации об Аукционе установлена ссылка на пункт 5.2.11.1 проекта контракта, вместе с тем, данный пункт в проекте контракта отсутствует.
12. В проекте контракта отсутствует условие об ответственности подрядчика за неисполнение обязательств по предоставлению информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта.
13. В документации об Аукционе не установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 570).
Представители Уполномоченного органа, Заказчика, не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.05.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 241 293 602,86 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2017.
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 06.07.2017
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе установлено: "Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с момента публикации извещения о проведении аукциона в Единой информационной системе.
Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации: 27.06.2017 г."
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В документации об Аукционе, извещении о проведении Аукциона установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 29.06.2017 10:00.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счете оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключенного оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.
Согласно части 9 статьи 44 Закона о контрактной системе для учета проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счете оператора электронной площадки открываются лицевые счета участников таких аукционов.
В разделе V "Обеспечение заявок на участие в электронном аукционе" установлен порядок обеспечения заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В документации об Аукционе, извещении о проведении Аукциона установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 29.06.2017 10:00.
В пункте 21 Информационной карте документации об Аукционе установлено, что срок рассмотрения первых частей заявок 06.07.2017.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
5. Положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 5.2.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Для осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства авансового платежа, для оплаты обязательств по расходам юридического лица, Подрядчик обязуется открыть лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса в Министерстве экономики и финансов Московской области.
В соответствии с пунктом 5 Порядка осуществления операций по перечислению средств для оплаты обязательства по расходам юридических лиц, возникающим из государственных контрактов, договоров (соглашений), а также из контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в Министерстве финансов Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 N 989/47, не перечислять средства, подлежащие казначейскому сопровождению:
- на счета, открытые Подрядчику (субподрядчикам) в кредитных организациях (за исключением случаев оплаты расходов Подрядчика (субподрядчика) на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, расходов Подрядчика (субподрядчика) в иностранной валюте в рамках исполнения государственного контракта, возмещения фактически произведенных Подрядчиком (субподрядчиком) расходов (части расходов) в рамках исполнения государственного контракта;
- в целях осуществления авансовых платежей на счета, открытые подрядчиком (субподрядчиком), в кредитных организациях;
- в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другой организации;
- в целях размещения средств на депозиты, в иные финансовые инструменты".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данное требование установлено в соответствии с требованиями постановления Правительства Московской области от 26.12.2016 N 989/47 "Об утверждении Порядка осуществления операций по перечислению средств для оплаты обязательств по расходам юридических лиц, возникающим из государственных контрактов, договоров (соглашений), а также из контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов (контрактов, договоров, соглашений), в Министерстве финансов Московской области".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
6. Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" подрядчик, исполнитель должен оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
В пункте 5.2.4.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что оплата подрядчиком за выполненные работы привлеченными им субподрядчиками из числа СМП и СОНКО производится в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания подрядчиком документа о выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
7. В пункте 5.2.42 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "До начала выполнения работ за счет собственных средств установить комплекс видеонаблюдения для обзора всей строительной площадки с круглосуточным доступом Заказчика посредством сети "Интернет" и обеспечить его работоспособность до полного исполнения обязательств по контракту. Разрешение видеокамер должно быть не менее 1200 ТВЛ, стандарта AHD 720p (1280x720)".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данное требование установлено в соответствии с требования документации об Аукционе и с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения
8. В пункте 5.2.25.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Проверять наличие у субподрядчиков свидетельства саморегулируемой организации о допуске на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и не допускать заключения договоров в случае отсутствия указанного свидетельства".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ФЗ N 372 вступил в силу 01.07.2017, вместе с тем, извещение о проведение Аукциона опубликовано 17.05.2017.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при заключении государственно контракта, данный пункт проекта контракта будет изменен в соответствии с требованиями ФЗ N 372.
9. В пункте 5.2.25.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Предусмотреть в договоре между Подрядчиком и субподрядчиком условие о том, что оплата выполненных работ производится в течение 20 рабочих дней со дня приемки работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что данное положение проекта контракта устанавливает сроки взаиморасчетов в отношении всех договоров субподряда.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
10. В пункте 10.6 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В случае обнаружения недостатков/дефектов, указанных в п.10.3 Контракта, Подрядчик обязан устранить соответствующие недостатки в срок, указанный в акте, составленном в соответствии с п.10.4 Контракта. При этом Заказчик вправе потребовать от Подрядчика по своему выбору безвозмездного устранения указанных в акте недостатков и дефектов в разумный срок или возврата денежных средств, выплаченных ранее Подрядчику, за выполнение соответствующих работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно часть 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность исполнения обязательства в разумный срок. Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования об его исполнении.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
11. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 12.9 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение обязательства, указанного в п. 5.2.11.1 Контракта путем взыскания с него пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Подрядчиком субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ссылка на пункт 5.2.11.1 в пункте 12.9 является технической ошибкой, и необходимо читать как пункт 5.2.14.1.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
12. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в пункте 12.9 и 5.2.14.1 проекта контракта документации об Аукционе установлена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках в соответствии с требованиями части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и ответственность за непредоставление указанной информации в соответствии с требованиями части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
13. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В постановлении Правительства Российской Федерации N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации N 570, настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 17.05.2017, вместе с тем, постановление Правительства Российской Федерации в N 570 вступило в силу 25.05.2017 в связи с чем, требования постановления Правительства Российской Федерации N 570 в документации об Аукционе не установлены.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лантана"" обоснованной в части наличия в пункте 12.9 проекта контракта документации об Аукционе технической ошибки.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.07.2017 N К-839/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2017 г. N К-839-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017