На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителя Управления Судебного департамента в Московской области Алтухова М.В., представители ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Маркусавтоконсорс" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение ООО "Маркусавтоконсорс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении Аукционной комиссией, Управлением Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик), ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку канцелярских товаров для обеспечения нужд районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения 0348100021717000088) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не рассмотревшего в срок, установленный Законом о контрактной системе, первые части заявок, поданные участниками закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 15.05.2017 (далее - ЕИС);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 799 426,66 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с информацией, содержащейся в ЕИС, срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 01.06.2017.
Согласно пояснениям и представленным документам представителя Заказчика, Заказчиком не размещен Протокол в установленный законом срок ввиду того, что Московским УФАС России по делу от 30.05.2017 N 2-57-5767/77-17 выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок. Срок исполнения предписания - 20.07.2017.
Вместе с тем, решение и предписание Московским УФАС России размещено в ЕИС - 15.06.2017.
При этом, дата размещения Заказчиком в ЕИС Протокола 26.06.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в ЕИС размещен Протокол с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия нарушают часть 2 статьи 67 закона, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе срок оказания услуг по контракту: с момента заключения контракта по 30.06.2017.
Рассмотрение жалобы в ФАС России - 05.07.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что выполнить работы, являющиеся предметом Аукциона, в сроки, установленные документацией об Аукционе, невозможно.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неисполнимые сроки оказания услуг по контракту, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуги должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.06.2017 N 0348100021717000088-1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а также в связи с не предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: пункт 4 "Степлер" по параметру "Вес" участником закупки указано значение "160 грамм"; пункт 18 "Бумага для офисной техники" участником закупки указано "масса 80 г/1 м2"; пункт 18 "Бумага для офисной техники" по параметру "Шероховатость по сторонам" участником закупки указано значение "220", что является не представлением информации, предусмотренной документацией об Аукционе.
При этом, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам закупки необходимо указать следующие характеристики товаров: пункт 4 "Степлер. Степлер должен иметь вес 0,1605-0,1915 килограмм"; пункт 18 "Бумага для офисной техники. Масса должна быть, г/1 м2: от 80 до 82 включительно, толщина должна быть микрон не менее 104, зольность должна быть - не менее 18 %"; пункт 18 "Бумага для офисной техники. Влажность должна быть %: от 4,6 до 5 включительно, шероховатость по сторонам должна быть мл/мин: 200-250/200-250".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, требование применить символ (знак) " - " (черточка, тире, дефис), означает диапазон допустимых параметров (значений), из которого необходимо выбрать конкретный показатель в пределах этого диапазона.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующую информацию: пункт 4 "Степлер. Степлер имеет вес 160 грамм"; 18 "Бумага для офисной техники. Масса, г/1 м2: 80; шероховатость по сторонам мл/мин: 220".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что предложенный Заявителем товар по пункту 4 "Степлер" не противоречит требованиям документации об Аукционе, в связи с тем, что указанный Заявителем конкретный показатель входит в установленный Заказчиком диапазон значений.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии Заявителя по пункту 18 "Бумага для офисной техники" в связи с тем, что инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе Заказчиком установлено следующее: в случае указания требований, интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: "от" "или" "до" без слова "включительно", означает, что граничные значения конкретных показателей не могут являться соответствующими данному интервалу значений, так как данный интервал является интервалом с не включенными граничными значениями.
При этом, Заказчиком в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлено каким образом участнику закупки необходимо указать значение показателя в случае, если в техническом задании документации об Аукционе указано слово "включительно".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе не установлено правило чтения символа "/".
В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "3" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, а также в связи с не предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системы, а именно: "Степлер" по параметру "Вес" участником закупки указано значение "0,185 кг", пункт 10 "Клейкие закладки" по параметру "Клейкость" участником закупки указано значение "2 кг/м"; пункт 24 "Шило канцелярское" в заявке участника закупки отсутствует указание на наличие, либо отсутствие отверстия на задней части рукояти.
При этом, в соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, участникам закупки необходимо указать следующие характеристики товаров: пункт 10 "Закладки клейкие. Закладки должны обладать клейкостью выше чем 1,6 кг/м"; "на задней части рукояти может иметься отверстие для удобства подвешивания на крючок или протягивания в него шнурка. Цвет шила (рукояти) должен быть: в ассортименте или серый или черный. Вес: не легче 30 г и не тяжелее 50 г".
Согласно инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, установлено: указанные требования с применением предлогов (слов): "выше" означает "превышение" значений показателей по сравнению с заданными".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующую информацию: пункт 10 "Закладки клейкие. Закладки обладают клейкостью 2 кг/2", пункт 24 "Шило канцелярское. Наконечник шила не имеет отверстия".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что предложенный участником закупки товар по пункту 10 "Закладки клейкие" не противоречит требованиям документации об Аукционе, в связи с тем, что указанный Заявителем конкретный показатель входит в установленный Заказчиком диапазон значений.
Также Комиссия приходит к выводу о том, что предложенный участником закупки товар по пункту 24 "Шило канцелярское" соответствует требованиям документации об Аукционе, поскольку согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлено, что "на задней части рукояти может иметься отверстие".
На заседании Комиссии установлено, что участников закупки с порядковыми номерами заявок "4" и "5" отклонены, в том числе, по указанным показателям.
Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к товарам, например:
"21. Карандаш чернографитный. Массовая доля влаги графита грифеля должна быть не более 2 %. Размер карандаша должен быть: длина не менее 170 мм и не более 180 мм, диаметр не менее 7 мм. Вес должен быть 0,014 кг. Цвет корпуса карандаша должен быть: черный; желтый; серый; красный; зеленый; комбинированный; цвет дерева. Зольность графита грифеля должна быть не более 5%. Массовая доля остатка на сите с сеткой N 0063 не должна быть более 1%.
24. Шило канцелярское. Для увеличения срока службы стержня он должен быть изготовлен из специальной инструемнтальной стали марки не ниже марки У7 при этом содержание углерода должно быть {0.65-0.74}% при этом твердость должна находиться в пределах 156-187 HВ, либо из хром-ванадиевой стали. Стержень должен быть полирован, не должен иметь заусенцев и зазубрин, жало должно быть заостренное" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
В этой связи, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании Заявителя несоответствующим требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 67, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 05.07.2017 N К-848/17 Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 05.07.2017 N К-848/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2017 г. N ВП-352-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017