На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ТрансРегионСервис" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУП города МОСКВЫ "МОСРЕМОНТ" (далее - Заказчик) при проведении Департаментом города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Заказчиком, аукционной комиссией ГУП города МОСКВЫ "МОСРЕМОНТ" (далее - Аукционная комиссия), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по локализации и реабилитации загрязненных участков территории (г. Москва, ЮВАО, территория, ограниченная проектируемыми проездами 3712 и 4386, а также левым берегом Москвы-реки) (номер извещения 0173200001417000141 ) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператор электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно отказавшегося от заключения контракта с Заявителем по итогам проведения Аукциона, кроме того, по мнению Заявителя, участником закупки АО "Управление механизации N 4" представлена не надлежащая банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукцион Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.04.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 168 104 849,60 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 02.06.2017;
6) победителем Аукциона признано ООО "ТрансРегионСервис" с предложением о цене контракта 1 767 005 452,42 рубля.
7) государственный контракт заключен с АО "Управление механизации N 4" 23.06.2017 по цене 2 016 337 510,13 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, и подписанные усиленной электронный подписью указанного лица.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Частями 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлены условия (требования) к содержанию таких банковских гарантий.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
- отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе;
- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 07.06.2017 N0173200001417000141-3 Заявитель признан победителем Аукциона.
Вместе с тем, 23.06.2017 Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем (Протокол отказа от 23.06.2017 N0173200001417000141-8) по следующим основаниям: "Представлена не надлежащая банковская гарантия от 19.06.2017 N 1805/БГ выданная ООО Банк БКФ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в представленной Заявителем банковской гарантии (от 19.06.2017 N 1805/БГ выданная ООО Банк БКФ) не включено обязательство уплатить сумму неустойки (штрафа, пеней) предусмотренное пунктом 9.4 проекта контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, на Заседании Комиссии установлено, что банковская гарантия Заявителя, представленная представителями Заказчика, Уполномоченного органа не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, и содержит условие о об уплате по первому письменному требованию бенефициара (Заказчика) денежной сумме, если принципал (Заявитель) не исполнит или исполнит не надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом.
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что оснований для непринятия банковской гарантия (от 23.06.2017 N 07-01/149 выданная АО "НС Банк") представленной АО "Управление механизации N 4" в качестве обеспечения исполнения контракта у Заказчика не было.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств того, что банковская гарантия (от 23.06.2017 N 07-01/149 выданная АО "НС Банк") представленная АО "Управление механизации N 4" в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика, принявшего неправомерное решение об отказе от заключения контракта с Заявителем, не соответствуют части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе и нарушают часть 1 статьи 70 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Запрет на заключение контракта в течение десяти дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона предусмотрен в целях обеспечения возможности обжалования участниками закупок результатов проведения электронного аукциона и защиты своих прав и законных интересов. Указанный запрет позволяет контрольному органу в сфере закупок осуществить рассмотрение жалобы, провести проверку и, в случае выявления нарушений, выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
23.06.2017 протокол отказа от заключения государственного контракта с ООО "ТрансРегионСервис" размещен в ЕИС.
23.06.2017 заключен государственный контракт с АО "Управление механизации N 4".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, заключившего государственный контракт с АО "Управление механизации N 4" менее через 10 дней после отказа от заключения государственного контракта с ООО "ТрансРегионСервис" повлекли невозможность победителя электронного аукциона воспользоваться правом на обжалование действий Заказчика, отказавшегося от заключения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, заключившего государственный контракт в нарушение десяти дневного срока, нарушают часть 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 9 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.07.2017 N ВП-354/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2017 г. N ВП-354-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017