На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 648/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Новокузнецкгорсвет" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии Управление ДКХиБ администрации города Новокузнецка (далее - Аукционная комиссия) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Управлением ДКХиБ администрации города Новокузнецка (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по текущему содержанию наружного освещения и средств регулирования дорожного движения города Новокузнецка (номер извещения 0139300001517000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
(далее - ЕИС) - 17.03.2017
2) начальная (максимальная) цена контракта - 132 400 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 19.06.2017;
6) победителем Аукциона признано ООО "Энергоспецмонтаж" с предложением о цене контракта 130 414 000 рублей.
Согласно доводу Заявителя Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе при рассмотрении первых частей заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 22.06.2017 N 0139300001517000005-1-2 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "11" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации об Аукционе в отношении пункта 40 "Труба", пункта 59 "Импульсное зажигательное устройство (ИЗУ)", пункта 75 "Щебень" технического задания.
Согласно Приложению N 1 технического задания документации об Аукционе, установлены, в том числе, следующие требования к поставляемому товару:
1) пункт 40 "Труба" (ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные, электросварные, прямошовные") - "Наружный диаметр трубы должен быть 76 мм. Толщина стенки трубы должна быть от 3,5 мм. Теоретическая масса 1 м трубы должна быть до 7,93 кг"
2) пункт 59 "Импульсное зажигательное устройство (ИЗУ)" - "Форма ИЗУ должна быть цилиндрической; параллелепипедной. Диаметр ИЗУ не должен быть более 45 мм".
3) пункт 75 "Щебень" (ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ") - "Марка щебня по морозостойкости должна быть не менее F100. Максимальное выдерживаемое количество циклов замораживания и оттаивания щебня без потери качества должно быть до 400 циклов включительно. Потеря массы щебня после 100, 150, 200, 300 и 400 циклов замораживания-оттаивания должна быть не более 5,0 %".
Согласно Протоколу, заявка Заявителя отклонена Аукционной комиссией в связи с тем, что при показателях "наружный диаметр
трубы - 76 мм" и "толщина стенки трубы - 3,8 мм" в заявке Заявителя указаны показатель "теоретическая масса трубы - 6.26 кг", что не соответствует
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при указанных показателях "наружный диаметр трубы" и "толщина стенки трубы" показателю "теоретическая масса трубы" соответствует величина 6,76 кг.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что заявка Заявителя на участие в Аукционе в отношении пункта 40 "Труба" заполнена в соответствии с положениями официальной редакции ГОСТ 10704-91, при этом сведения, представленные в заявке Заявителя не противоречат документации об Аукционе.
Изучив документы, представленные представителями Заказчика и Заявителя, Комиссия считает, что требования к показателю "теоретическая масса трубы" является избыточным, поскольку данный показатель находится в прямой зависимости от показателей "наружный диаметр трубы" и "толщина стенки трубы". При этом, значения по показателем "толщина стенки трубы", "наружный диаметр трубы", указанные в заявке Заявителя, не противоречат требованиям ГОСТ 10704-91 и документации об Аукционе.
При этом, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов, однозначно подтверждающих, что сведения, представленные Заявителем в заявке на участие в Аукционе в отношении пункта 40 "Труба" являются недостоверными и не соответствуют документации об Аукционе.
В отношении пункта 59 "Импульсивное зажигательное устройство "ИЗУ" технического задания документации об Аукционе представители Заявителя пояснили, что Заявителем в заявке указано: "Форма ИЗУ: параллелепипедная. Диаметр ИЗУ: 45 мм".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что сведения, указанные в заявке Заявителя в отношении пункта 59 технического задания об Аукционе не соответствуют требованиям документации об Аукционе, так как для ИЗУ параллелепипедной формы показатель "диаметр" не применяется.
Вместе с тем, согласно требованиям пункта 59 технического задания об Аукционе установлено, что ИЗУ, предлагаемое участником Аукциона может быть как параллелепипедной, так и цилиндрической формы, при этом из требований технического задания об Аукционе не следует, что показатель "диаметр" применяется только для цилиндрической формы ИЗУ.
На заседании Комиссии представители Заявителя представили технический паспорт ИЗУ 100/1000-3, согласно которому ИЗУ, указанное в заявке Заявителя на участие в Аукционе имеет параллелепипедную форму и имеет такую техническую характеристику как "диаметр окружности, вписанной в основание ИЗУ" (диаметр ИЗУ).
Изучив документы, представленные представителями Заявителя и Заказчика в отношении пункта 59 технического задания документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что сведения, представленные Заявителем в заявке на участие в Аукционе в отношении вышеуказанного пункта не противоречат требованиям документации об Аукционе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов, подтверждающих правомерность отклонения заявки Заявителя по пункту 59 технического задания об Аукционе.
В отношении пункта 75 "Щебень" технического задания документации об Аукционе, представитель Заказчика пояснил, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации об Аукционе в связи с тем, что Заявителем в заявке указано: "потеря массы щебня марки F100 по морозостойкости после 150, 200, 300, 400 циклов замораживания - оттаивания не нормируется.
При этом, представитель Заказчика пояснил, что данный показатель необходимо указать как "потеря массы щебня марки F100 по морозостойкости после 150, 200, 300, 400 циклов замораживания оттаивания не применяется".
На заседании Комиссии представителями Заявителя представлена официальная редакция ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" и экспертное заключение, полученное от ООО "Экспертно-консультационный центр".
Согласно вышеуказанным документам, потеря массы щебня марки F100 по морозостойкости после 150, 200, 300, 400 циклов замораживания - оттаивания не нормируется.
Изучив материалы, представленные представителями Заявителя и Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что сведения, представленные Заявителем в заявке на участие в Аукционе в отношении пункта 75 "Щебень" не противоречат требованиям документации об Аукционе и ГОСТ 8267-93.
По мнению Комиссии, с учетом требований технического задания документации об Аукционе в отношении пункта 75 "Щебень", значения "не нормируется" и "не применяется" являются равнозначными в указанном случае, так как при марке щебня "F100" количество циклов
замораживания - оттаивания равняется 100, в связи с чем указать значение потери массы щебня при иных значениях циклов замораживания-оттаивания, а именно при 150, 200, 300 и 400 не представляется возможным.
При этом, показатель "потеря массы щебня после определенного количества циклов оттаивания-замораживания" является избыточным, так как устанавливается по результатам испытаний.
Вместе с тем, значения показателей "число циклов оттаивания-замораживания щебня" и "марка щебня по морозостойкости", указанные в заявке Заявителя, не противоречат требованиям документации об Аукционе и ГОСТ 8267-93.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе нарушают пункт 5 части 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно Приложению N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее:
1) По пункту 75 "Щебень":
"Допустимое содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне 3-ей группы должно быть не более 25,0 % по массе. Полные остатки щебня на контрольном сите с наименьшим диаметром (d) отверстий должны быть от 90,0 до 100,0 % по массе включительно. Допустимое содержание в щебне зерен слабых пород должно быть не более 10,0 % по массе. Полные остатки щебня на контрольном сите с наибольшим диаметром (D) отверстий не должны быть более 10,0 % по массе. Потеря массы при испытании щебня из изверженных пород должна быть не более 34,0 %. Содержание в щебне 2-ой группы зерен пластинчатой и игловатой формы должно быть не более 15,0 % по массе. Полные остатки щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 0,5 (d+D) должны быть от 30,0 до 60,0 % по массе включительно".
"Полные остатки щебня на контрольном сите с диаметром отверстий 1,25 (D) должны быть не более 0,50 % по массе. Потеря массы при испытании щебня в насыщенном водой состоянии не должна быть > 20,0 %. Потеря массы щебня после 100 циклов замораживания-оттаивания должна быть не более 5,0 %. Потеря массы при испытании щебня по истираемости должна быть не более 45,0 %. Максимальное выдерживаемое количество циклов щебнем при попеременном насыщении в растворе сернокислого натрия и последующим высушиванием не должно быть < 10 циклов. Потеря массы щебня после 150 циклов замораживания-оттаивания должна быть не более 5,0 %. Допустимое содержание в щебне глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Допустимое содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц размером менее 0,05 мм должно быть не более 2,0 % по массе. Допустимое содержание в щебне 1-ой группы зерен пластинчатой и игловатой формы должно быть не более 10,0 % по массе. Потеря массы щебня после 200 циклов замораживания-оттаивания должно быть не боле 5,0%. Потеря массы при испытании щебня в сухом состоянии не должно быть более 19,0 %".
2) По пункту 70 "Песок":
"Полный остаток на сите с сеткой N 063 должен быть от 31 % по массе включительно. Фракция дробленого песка должна быть свыше 0,63 до 5,00 мм включительно. Допустимое содержание зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 2-го класса должно быть не более 15,0 % по массе. Марка песка по дробимости должна быть от 600 до 1400 включительно. Допустимое содержание в песке зерен крупностью свыше 5 мм не должно быть более 20,0 % по массе. Допустимое содержание в песке зерен крупностью свыше 10 мм не должно быть > 5,0 % по массе. Интервал истинной плотности природного песка должен быть от 2,00 до 2,80 г/см3 включительно. Модуль крупности (Мк) песка должен быть свыше 2,0. Допустимое содержание в песке пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3,0 % по массе. Допустимое содержание в природном песке 1-го класса глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Допустимое содержание зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 1-го класса должно быть не более 5,0 % по массе".
По мнению Комиссии, вышеуказанные пункты документации об Аукционе устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
3. Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол, указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 16.06.2017, при этом протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 0139300001517000005-1-2 размещен в ЕИС 22.06.2017.
При этом представитель Заказчика пояснил, что 16.06.2017 Аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок на участие в Аукционе, оформлен и размещен в ЕИС протокол. Однако, в связи с техническим ошибками в содержании протокола, 22.06.2017 Аукционной комиссией повторно оформлен и размещен в ЕИС протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не направившего протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе в регламентированный Законом о контрактной системе срок, нарушают
часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит
признаки административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 648/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.07.2017 N ВП-355/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 июля 2017 г. N ВП-355-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017