На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Магистраль" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия), ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Б. Москворецкого моста (номер извещения 0173200001417000134) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно признавшей вторую часть заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного Аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 05.04.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 065 048 080 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими положениям документации об Аукционе.
5) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
6) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Подпунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктами 15, 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, для подтверждения соответствия которым участниками закупки требуется предоставить в составе второй части заявки, в том числе следующие документы:
"Копия действующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации. В состав лицензии в обязательном порядке должно входить осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в состав лицензии должны входить следующие виды работ: 3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок. 4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки. 5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора. 8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций. 9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов. 13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем. 14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов. 15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций. 19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов. 20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов. 30. Приспособление инженерных систем и оборудования. 31. Приспособление систем электрообеспечения".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.06.2017 N 0173200001417000134-3 заявка участника закупки с порядковым номером "4" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в связи со следующим:
"В составе заявки должна быть представлена копия действующей лицензии Министерства культуры Российской Федерации на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В составе заявки копия указанной лицензии не представлена".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили заявку Заявителя и сообщили, что в составе указанной заявки не представлена лицензия в соответствии с положениями 15, 17.2 информационной карты документации об Аукционе, а приложена лицензия от 17.11.2015 N МКРФ 03013, предоставленная ООО "СИБИРЬ", в связи с чем Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих неправомерность действий Единой комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей документации об Аукционе на указанном основании.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
При этом положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В таблице N 1 технического задания документации об Аукционе указаны характеристики товаров, в отношении которых участник закупки должен предоставить конкретные показатели, например, следующие:
"- Кабель с 3-мя медными жилами круглой формы сечением 1.5мм2 0.66 кВ (пункт 50 таблицы): Допустимый радиус изгиба при прокладке кабеля 7.5 диаметров кабеля.
- Асфальтобетонная горячая смесь марка II тип Д (пункт 56 таблицы): Зерновые составы минеральной части смесей по содержанию фракций с максимальным размером зерен 10 мм 100 % по массе".
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены ненадлежащие требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе характеристик товаров, а также требования к описанию помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников закупки не признавались несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе, документации об Аукционе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 18 таблицы технического задания документации об Аукционе установлен следующий срок действия контракта: с момента подписания контракта по 28.12.2018 г.
Вместе с тем, пунктом 12.1 проекта государственного контракта установлено, что контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует по 28.12.2017 включительно.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа в отношении срока действия контракта сообщили, что следует руководствоваться положениями технического задания документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе разночтения в отношении срока действия контракта с положениями проекта государственного контракта, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 07.07.2017 N ВП-358/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июля 2017 г. N ВП-358-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017