Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия КУ Ханты-Мансийского АО - Югры "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского АО - Югры (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Советском, Кондинском Ханты-Мансийском, Березовском, Октябрьском и Белоярском районах на 2018-2019 годы (номер извещения 0187200001717000613) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования разных категорий и искусственных сооружений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расположенных в шести административных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
2. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 945 630 695 рубля;
4) дата окончания подачи заявок - 17.07.2017;
5) дата проведения Аукциона - 21.07.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Советском, Кондинском, Ханты-Мансийском, Березовском, Октябрьском и Белоярском районах на 2018-2019 годы.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что объект закупки сформирован с учетом потребности Заказчика, а также с учетом распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 21.01.2010 N 44-РП "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований автономного округа, перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащих передаче в собственность Российской Федерации, и перечня автомобильных дорог необщего пользования, относящихся к собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и с учетом Государственной программы автономного округа - Югры "Развитие транспортной системе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2016-2020" утвержденный постановлением Правительства автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 418-п.
Кроме того, объекта закупки сформирован с учетом территориального и географического расположения указанных дорог, которые связаны технологическим процессом и спецификой выполнения работ, в связи с чем по мнению представителя Заказчика, Заказчику более эффективно осуществлять контроль за ходом выполнения работ, предусмотренных контрактом.
Также формирование объекта закупки по мнению представителя Заказчика, обеспечивает безопасность и бесперебойность движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения и объект закупки сформирован с учетом экономической целесообразности.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Таблице 1 Технического задания Документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, при этом участнику закупки в составе первой части заявки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе, используемых товаров при выполнении работ, а также результатов испытания таких товаров, так, например, по позиции N 1 "Краска ГОСТ 32830-2014": Плотность, г/см3 - не менее 1,50, Условная вязкость красок в диапазоне, с - 140 - 170. По позиции 2 "Холодный пластик ГОСТ 32830-2014": Плотность, г/см3 - не менее 1,65, Массовая доля нелетучих веществ, % - не менее 92. По позиции 3 "Холодный пластик (спрей) ГОСТ 32830-2014": Плотность, г/см3 - не менее 1,65, Массовая доля нелетучих веществ, % - не менее 92. По позиции 4 "Термопластик ГОСТ 32830-2014": Плотность, г/см3 - Не менее 1,85, Температура размягчения в диапазоне °С - 95-110.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений о веществах, компонентных, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе нарушают, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 4, 6-8 Правил определения неустойки установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом и порядок, и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В проекте контракта документации об Аукционе заказчиком, Уполномоченным органом установлены следующие положения:
"3.1.12.1. за нарушение сроков выполнения работ и устранения дефектов, указанных в утвержденных календарных графиках, выданных Заказчиком заданиях и предписаниях (в том числе записанных куратором в журналы производства работ), распоряжениях, требованиях и извещениях - 25 000 руб. за каждый день просрочки исполнения обязательств;
3.1.12.2. за нарушение качества и сроков выполнения объёмных работ - 25 000 руб. за каждый случай;
3.1.12.3. за отказ от исполнения гарантийных обязательств в течение срока их действия- 5% стоимости содержания автомобильной дороги, на которой наступил гарантийный случай;
3.1.12.4. за наличие на обслуживаемых участках автомобильных дорог ДТП, сопутствующими условиями которых явились дорожные условия, обусловленные некачественным исполнением Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту - 50 000 руб. за каждое ДТП без тяжких последствий, 300 000 руб. за каждое ДТП с тяжкими последствиями;
3.1.12.5. за бездействие и уклонение от принятия мер в отношении лиц (организаций), виновных в несогласованной с владельцем автомобильной дороги прокладке инженерных коммуникаций, строительстве зданий и сооружений, установке дорожных знаков и указателей, организации мест несанкционированной торговли, установке рекламы и т.п. - 10 000 руб. за каждый случай;
3.1.12.6. за нарушение сроков информирования и предоставления информации Заказчику по пп. 3.1.5, 3.1.7, 3.1.8, 3.1.9 настоящего Контракта - 20 000 руб. за каждый случай;
3.1.12.7. за нарушение схем ограждения мест производства работ, в том числе неправильную расстановку средств организации дорожного движения, а также производство работ без согласованных в соответствии с п.3.1.18 настоящего Контракта схем организации движения в местах производства работ - 15 000 руб. за каждый случай; те же действия, способствующие возникновению на указанных участках ДТП без тяжких последствий - 50 000 руб. за каждый случай, с тяжкими последствиями - 300 000 руб. за каждый случай;
3.1.12.8. за случаи использования не согласованных с Заказчиком материалов и изделий, факт использования которых выявлен Заказчиком- 50 000 руб. за каждый случай;
3.1.12.9. за случаи использования несоответствующих требованиям нормативной документации материалов, изделий, факт использования которых выявлен в ходе проверок Заказчика - 50 000 руб. за каждый случай.
3.1.12.10. за повреждение автомобильных дорог, элементов обустройства автомобильных дорог вследствие несоблюдения Подрядчиком сохранности автомобильных дорог в процессе своей деятельности - 50 000 рублей за каждый случай и восстановление повреждений за счет Подрядчика".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком, Уполномоченным органом вышеуказанных положений в проекте контракта документации об Аукционе об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствует положениям Закона о контрактной системе, Правилам определения неустойки, что нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной в части установления Заказчиком, Уполномоченным органом требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 10.07.2017 по делу N К-857/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 июля 2017 г. N К-857-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2017