Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 июля 2017 г. N 199с/17
Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 июля 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области в составе:
Председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления;
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов,
Т.А. Филатова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
- заказчика: ОКУ "УКС Липецкой области" - О.В. Дергуновой-Прибытковой (доверенность N02 от 09.01.2017), И.В. Кругловой (доверенность N29 от 04.07.2017),
- заявителя: ООО "АЛЕРТКОМ" - Сергеева И.В. (доверенность от 04.05.2017),
рассмотрев жалобу ООО "АЛЕРТКОМ" на действия заказчика - ОКУ "УКС Липецкой области", связанные с заключением контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт помещений административного здания ОКУ "УКС Липецкой области", расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Кузнечная, 8" (реестровый номер 0346200015617000046) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 30.06.2017 поступила жалоба ООО "АЛЕРТКОМ" на действия заказчика - ОКУ "УКС Липецкой области", связанные с заключением контракта по итогам проведения электронного аукциона.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись заседания.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя указывает, что права и законные интересы заявителя были нарушены следующими действиями заказчика, совершенными при заключении контракта:
1. заказчиком в направленном заявителю проекте контракта, в разделе цена контракта, неправомерно было указано, что цена контракта включает в себя НДС, при том, что заявитель применяет упрощенную систему налогообложения.
2. заказчиком, в нарушение ст.70 Закона о контрактной системе, заявителю был направлен проект контракта.
Представители заказчика не согласны с указанными доводами жалобы заявителя и пояснили, что при заключении контракта заказчиком требования Закона о контрактной системе были соблюдены.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Документация об электронном аукционе на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт помещений административного здания ОКУ "УКС Липецкой области", расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Кузнечная, 8" (реестровый номер 0346200015617000046) и извещение размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод заявителя о том, что заказчиком в направленном заявителю проекте контракта, в разделе цена контракта, неправомерно было указано, что цена контракта включает в себя НДС, при том, что заявитель применяет упрощенную систему налогообложения, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.
В силу ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна, в том числе, содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
При этом, согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при проведении закупок в аукционной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.
При этом, в соответствии с ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проанализировав проект контракта, являющийся приложением к аукционной документации, Комиссия Липецкого УФАС России выявила, что п.2.1 содержит следующее условие: "Стоимость работ, выполняемых в соответствии с настоящим Контрактом, (цена Контракта) составляет__________руб. в т.ч. НДС 18%________ руб. Общая стоимость работ, изложенная в настоящем пункте сформирована по результатам аукциона в электронной форме, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"".
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом, Законом о контрактной системе не установлены ограничения (особенности) участия в закупках для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения, на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
Как установлено, заказчиком в адрес заявителя 19.06.2017 направлен проект контракта, с указанием цены контракта, предложенной заявителем, и составившей 672276,72 руб. в том числе с учетом НДС 18%.
26.06.2017 заявителем в адрес заказчика направлен протокол разногласий, в котором заявитель указал на необходимость корректировки цены контракта, установленной в п.2.1 проекта контракта в части указания, что: "сумма НДС не облагается, в связи с применением заявителем упрощенной системы налогообложения".
Однако, 27.06.2017 заказчик отказался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания заявителя относительно указания фразы в контракте: "сумма НДС не облагается_" и направил проект контракта в первоначальном виде, т.е. с ценой контракта, содержащей фразу: "в том числе НДС 18%".
Поскольку проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации и контракт заключается, в том числе, на условиях, указанных в аукционной документации по цене, предложенной его победителем, то следовательно, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается заказчиком по цене победителя электронного аукциона вне зависимости от применения системы налогообложения у данного победителя.
Кроме того, согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2015 по делу N 306-КГ15-7929, недопустимо исключение НДС из условий контракта при наличии НДС в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчик, направив заявителю проект контракта (с условиями, обозначенными в проекте контракта, приложенном к аукционной документации) и указав при этом цену, предложенную заявителем и содержащий в соответствии с требованиями аукционной документации фразу: "в том числе НДС 18%", требования Закона о контрактной системе не нарушил.
2. Рассмотрев довод заявителя о том, что заказчик, в нарушение ст.70 Закона о контрактной системе, направил ему проект контракта, Комиссия Липецкого УФАС России считает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно ч.9 ст.70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Как установлено, протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2017 N0346200015617000046-3 размещен заказчиком в единой информационной системе 14.06.2017.
В соответствии с ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Исходя из представленных заказчиком сведений, полученных с электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также согласно пояснений его представителей установлено, что заказчик разместил проект контракта на указанной электронной площадке - 19.06.2017.
Согласно ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
А согласно ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, положения частей 3 и 4 статьи 70 Закона о контрактной системе предусматривают возможность победителя электронного аукциона совершить одно из следующих действий:
- разместить в единой информационной системе (далее - ЕИС) подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
- разместить в ЕИС протокол разногласий при наличии разногласий по проекту контракта.
Как установлено, заявителем 26.06.2017 в ЕИС был размещен протокол разногласий по проекту контракта, в котором он указал на необходимость корректировки цены контракта, установленной в п.2.1 проекта контракта в части указания, что: "сумма НДС не облагается, в связи с применением заявителем упрощенной системы налогообложения".
В соответствии с ч.5 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Во исполнение вышеуказанной нормы Закона о контрактной системе, заказчиком был рассмотрен протокол разногласий и 27.06.2017 повторно размещен в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания заявителя.
В соответствии с ч.6 ст.70 Закона о контрактной системе, в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
Однако, вместо подписанного проекта контракта, 28.06.2017 (по истечение тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов) заявителем был повторно направлен протокол разногласий в адрес заказчика.
Согласно ч.13 ст.70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
29.06.2017 заказчиком размещен протокол отказа от заключения контракта по причине уклонения победителя аукциона от заключения контракта, в соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что требования ст.70 Закона о контрактной системе заказчиком, при направлении проекта контракта заявителю, были соблюдены.
В связи с чем, жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЕРТКОМ" на действия заказчика - ОКУ "УКС Липецкой области", связанные с заключением контракта по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт помещений административного здания ОКУ "УКС Липецкой области", расположенного по адресу: г.Липецк, ул.Кузнечная, 8" (реестровый номер 0346200015617000046) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии: ____________ И.В. Поткина
Члены Комиссии: ____________ Т.С. Рябкова
____________ Т.А. Филатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 6 июля 2017 г. N 199с/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2017