Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 июля 2017 г. N 08-07-727/2017
Резолютивная часть решения оглашена 06 июля 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 июля 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:,
в присутствии:
представителя Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области -,
представитель - на заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу на действия Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г. Кувандык - ул. Победы, ул. Фрунзе, ул. М. Жукова, ул. Приозерная, ул. Гребенникова, ул. Молодежная, ул. Железнодорожная, ул. Соседова, ул. Советская, ул. Матросова, ул. Менделеева, пр. Мира (номер извещения N 0153300089017000072),
УСТАНОВИЛА:
29 июня 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области (далее - Заявитель) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г.Кувандык - ул. Победы, ул. Фрунзе, ул. М.Жукова, ул. Приозерная, ул. Гребенникова, ул. Молодежная, ул. Железнодорожная, ул. Соседова, ул. Советская, ул. Матросова, ул. Менделеева, пр. Мира (номер извещения N 0153300089017000072) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 06.07.2017 г. до 16 часов 30 минут.
Исходя из доводов жалобы, Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены излишние требования к таким товарам (материалам) как "Битум нефтяной дорожный", "Щебень", "Смесь асфальтобетонная". Кроме того, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Представитель Заказчика просил жалобу признать необоснованной, пояснил. что товары (материалы), указанные в оспариваемых Заявителем позициях, являются непосредственно основными строительными материалами по предмету контракта и установление по ним требований не только право, но и обязанность Заказчика.
Также, представитель Заказчика пояснил, что дополнительные требования к участникам установлены правомерно, поскольку начальная максимальная цена контракта составляет 10872625 рублей 45 копеек и код по ОКПД 2 - 42.11.20.000.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" данное постановление не распространяется на проведение открытых конкурсов. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством РФ в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны установить дополнительные требования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
14.06.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация о проведении электронного аукциона на Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г. Кувандык - ул. Победы, ул. Фрунзе, ул. М.Жукова, ул. Приозерная, ул. Гребенникова, ул. Молодежная, ул. Железнодорожная, ул. Соседова, ул. Советская, ул. Матросова, ул. Менделеева, пр. Мира. (номер извещения N 0153300089017000072).
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 872 501,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав положения технического задания аукционной документации, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе Заказчиком по позиции N "Битумы нефтяные дорожные" установлены излишне детализированные требования, например такие как: "Глубина проникания иглы 0,1 мм", "Температура хрупкости", "Температура размягчения по кольцу и шару"; по позиции "Щебень из природного камня для строительных работ" установлены излишне детализированные требования, например такие как: "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов"; по позиции "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие мелкозернистые" установлены излишне детализированные требования, например такие как: "Предел прочности при сжатии при температуре 50 °C", "Предел прочности при сжатии при температуре 20 °C".
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0153300089017000072 к участникам аукциона установлено следующее требование: "Требование о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" заказчик установил дополнительное требование: Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного Контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается Контракт, по ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного Контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
В пункте "Дополнительные требования к участникам размещения заказа" информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено следующее: "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" заказчик установил дополнительное требование: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного Контракта (договора) на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается Контракт, по ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость ранее исполненного Контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно п. 1 и п. 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", к участникам закупок устанавливаются дополнительные требования при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0153300089017000072 объектом закупки является "Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г.Кувандык - ул.Победы, ул.Фрунзе, ул.М.Жукова, ул.Приозерная, ул.Гребенникова, ул.Молодежная, ул.Железнодорожная, ул.Соседова, ул.Советская, ул.Матросова, ул.Менделеева, пр.Мира".
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
В статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10).
В силу пункта 5 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания или сооружения включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.
Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется. Указанная позиция подтверждается Решением Верховного суда N АКПИ16-574 от 22.08.2016.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 10 872 501,00 рублей.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, установление Заказчиком дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99, с учетом предмета настоящей закупки, является неправомерным, противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалобу следует признать обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу на действия Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г. Кувандык - ул. Победы, ул. Фрунзе, ул. М. Жукова, ул. Приозерная, ул. Гребенникова, ул. Молодежная, ул. Железнодорожная, ул. Соседова, ул. Советская, ул. Матросова, ул. Менделеева, пр. Мира (номер извещения N 0153300089017000072), обоснованной.
2. Признать Администрацию муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области нарушившей п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
460006, г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 199/1, кв. 49
Главе Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области
462243, Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Оренбургская, д. 20 |
|
|
|
Электронная площадка ЗАО "Сбербанк - АСТ"
e-mail: ko@sberbank-ast.ru
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
06 июля 2017 г. г. Оренбург
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя Комиссии:, Членов комиссии:,
основании своего решения по делу N 08-07-727/2017 от 06 июля 2017 года по жалобе на действия Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог на территории Кувандыкского городского округа Оренбургской области, в том числе: г. Кувандык - ул. Победы, ул. Фрунзе, ул. М. Жукова, ул. Приозерная, ул. Гребенникова, ул. Молодежная, ул. Железнодорожная, ул. Соседова, ул. Советская, ул. Матросова, ул. Менделеева, пр. Мира (номер извещения N 0153300089017000072), в результате внеплановой проверки в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:
1. Администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области устранить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, в срок до "31" июля 2017 года для чего:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0153300089017000072;
- возвратить все заявки участников закупки поданных на участие в электронном аукционе в электронной форме N 0153300089017000072;
- внести изменения в документацию об электронном аукционе N 0153300089017000072 в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, с учетом выявленных нарушений;
- определить срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0153300089017000072;
- срок окончания рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0153300089017000072;
- определить дату проведения электронного аукциона N 0153300089017000072;
2. Оператору электронной площадки
- обеспечить возврат поступивших заявок участникам закупки;
- обеспечить разблокирование денежных средств, внесенных участниками закупки в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе N 0153300089017000072;
- обеспечить заказчику возможность исполнения настоящего предписания.
3. В срок до "01" августа 2017 года проинформировать в письменном виде, а также по факсимильной связи (факс - 8(3532)77-80-70) Оренбургское УФАС России об исполнении предписания (с указанием номера).
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 6 июля 2017 г. N 08-07-727/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017