Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 5 июля 2017 г. N 04-50/209-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<__________________>
в присутствии:
представителя МБОУ "Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа" - директора <_>
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", уведомленного надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель, Общество) (вх. от 29.06.2017 N 3959) на действия заказчика - МБОУ "Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) МКУ "Управление образования "МО "Тарбагатайский район" при проведении электронного аукциона на работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки, с реестровым номером - 0302300109017000004 (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
По мнению ООО "Перспектива", его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что положения части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе применяются при наличии двух условий:
- Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014,
- в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо, и нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы согласились, представили пояснения согласно письменного отзыва.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
14 июня 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона N 0302300109017000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 006 000 рублей.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке предъявляются к участникам закупки в случае если предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо, и Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 1 к Техническому заданию установлены требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.
1. Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Приложение N 1 к Техническому заданию содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, например, по позициям:
- 2 - шпатлевка масляно - клеевая - показатели: вязкость по прибору Брукфильд, массовая доля нелетучих веществ, сухой остаток, степень перетира, вязкость разбавленной шпатлевки;
- 4 - клей для облицовочных работ водостойкий (сухая смесь) - показатели: плотность растворной смеси, насыпная плотность сухой смеси, адгезия, прочность на сжатие;
- 6 - лента самоклеящаяся диффузионная гидроизоляционная бутил-каучуковая - показатели: коэффициент паропроницаемости, прочность сцепления при отслаивании, водонепроницаемость;
- 8 - краски водно - эмульсионные - показатели: сухой остаток, плотность;
- 10 - пена монтажная - показатели: образование поверхностной пленки при 200С и относительной влажности 60 %, скорость отвержения для слоя толщиной 3 см, влагопроницаемость, время высыхания верхнего слоя, плотность, термостойкость, сопротивление при растяжении, сопротивление при сжатии, влагопоглощение;
- 12 - шпаклевка гипсовая - показатели: прочность на сжатие, прочность на изгиб;
- 13 - растворитель - показатели: массовая доля воды по Фишеру, летучесть по этиловому эфиру, кислотное число, число коагуляции, температура вспышки в закрытом тигле;
- 16 - лента изоляционная прорезиненная - показатели: липкость (скорость расклеивания) до и после старения, испытательное напряжение без пробоя, разрывная нагрузка;
- 17 - листы гипсокартонные тип 1 - показатели: сцепление гипсового сердечника с картоном, удельная эффективность естественных радионуклидов, разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете, разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при переменном пролете;
- 18 - оконные блоки из ПВХ профилей - показатели: изоляция воздушного шума транспортного потока, ветровая нагрузка, приведённое сопротивление теплопередаче, объемная воздухопроницаемость, предел водонепроницаемости, плотность при растяжении, степень повреждения по длине, степень повреждения по массе, продолжительность самостоятельного горения и т.п.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении закупки N 0302300109017000004 обоснованной;
2. Признать Заказчика и Уполномоченный орган нарушившим требования части 2 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 5 июля 2017 г. N 04-50/209-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017