Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 6 июля 2017 г. N 04-50/219-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>- руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
в присутствиипредставителя МУ "Районное управление образования Администрации МО "Бичурский район"(далее - Уполномоченный орган) <_>(доверенность от 04.02.2017 N2), представителя заинтересованного лица ООО "Альянс" Палхаева С.В. (доверенность от 05.07.2017 N67),
в отсутствие:
МБОУ "Бичурская СОШ N1" (далее - Заказчик),
ООО "НОВОСТРОЙ" (далее - Заявитель 1, Общество 1), ООО"Недра Сибири" (далее - Заявитель 2, Общество 2), ООО "Асвэл-консалт" (далее - Заявитель 3, Общество 3), ИП Варламова И.С. (далее - Заявитель 4), уведомленных о месте и времени рассмотрения жалоб,
рассмотрев жалобыООО "Новострой" (вх. от 29.06.2017 N 3938), ООО "Недра Сибири" (вх. от 29.06.2017 N 3939), ООО "Асвэл-консалт" (вх. от 30.06.2017 N 3962), ИП Варламова И.С. (вх. от 29.06.2017 N 3975)на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт МБОУ "Бичурская СОШ N1", реестровый номер - 0302300095817000002(далее - Аукцион), и в результатеосуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель 1 указывает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям. Отсутствие в документации полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению контракта. Не размещение Заказчиком в Единой информационной системе проектно-сметной документации в полном объеме нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание.
Заявитель 2 указывает, что в извещении о проведении аукциона установлено преимущество субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее СМП и СОНО), вместе с тем в нарушение ч.3 ст. 30, п.4 ст. 42, п.5 ч.5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении ограничения не установлены. В извещении и аукционной документации установлены противоречивые сведения, касающиеся сроков выполнения работ, так в извещении указано: один раз в год, а в проекте контракта в течение 45 дней с момента заключения контракта. Заказчик не указал в извещении информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что нарушает ч.1 ст. 31, п.6 ч.5 ст. 63 Закона. В ряде пунктов Технического задания документации установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара. Инструкция не содержит указания на раздел документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст. 33 Закона, в отношении которых участникам закупки необходимо сделать предложение в своих заявках, что нарушает п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной, аннулировать результаты аукциона, провести внеплановую проверку на действия закупочной комиссии Заказчика.
Заявитель 3 указывает, что Заказчик в нарушение пп.1,2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе по позиции N3 "бруски, хвойных пород" установил избыточные требования к материалам по пункту 2.7 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", который предназначен для специального судостроения. Кроме того, при подготовке заявки участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины. В нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона при описании объекта закупки использовал нестандартные показатели, условные обозначения и терминологию, поскольку изложение цифровых технических характеристик словами противоречит принципам разумности, добросовестности, сложившимся обычаям делового оборота. Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, устранить нарушения действующего законодательства.
Заявитель 4 указывает, что по позиции 3,4 Технического задания установлены характеристики товара, предлагаемого к использованию, значения показателей которого могут изменяться, степень этой изменчивости заранее точно определить невозможно. При подготовке заявки участники лишены возможности достоверно указать конкретные характеристики пиломатериалов по порокам и дефектам древесины. По позиции электроды установлены требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, это временное сопротивление разрыву, ударная вязкость, относительное удлинение. Просит признать жалобу обоснованной, выдать соответствующее предписание.
ПредставительУполномоченного органа с доводами жалобне согласилась, представила письменные отзывы на жалобы. На основании задания Заказчика в соответствии с ч.12.2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ был разработан локальный сметный расчет, которыйразмещенв ЕИС в полном объеме. В извещении о проведении аукциона установлено преимущество СМП и СОНО, что соответствует письму Минэкономразвия РФ от 12.03.2015 NД28и-652. Функционал сайта не позволяет установить в извещении срок выполнения работ в течение 45 дней с момента заключения муниципального контракта, в связи с чем Заказчиком выбрана наиболее подходящая формулировка. В извещении установлены единые требования к участникам закупки, что не противоречит требованиям Закона. По требованиям к товарам пояснила, что требования к товарам составлены согласно ст. 33 Закона о контрактной системе,участники закупки декларируют в заявках, что значения показателей соответствуют минимальным или максимальным значениям, при этом нет необходимости иметь товар в наличии. Требования к брускам установлены в соответствии с ГОСТ 8486-86. Закон о контрактной системе не содержит требований к содержанию инструкции. Изложение числовых значений буквами не нарушает требования Закона о контрактной системе. Просит признать жалобы необоснованными.
Представитель Заинтересованного лица поддержал позицию Уполномоченного органа.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
14.06.2017в Единой информационной системе опубликовано извещение о проведении Аукциона N 0302300095817000002 и аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 15615600.00 рублей.
В соответствии с протоколом от 04.07.2017 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подано 4 заявки, 2 из которых допущены к участию в аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
Согласно ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Требования к выполнению работ по капитальному ремонту МБОУ "Бичурская СОШ N1", а также показателям, позволяющим определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям, (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) установлены согласно Техническому заданию (приложение N2 к проекту контракта), локальному сметному расчету (Приложение N 1 к проекту контракта).
В связи с чем жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" признана необоснованной.
2. В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчиком предоставляются преимущества, в том числе субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик при осуществлении закупок указывает в извещении преимущества, предоставляемые, в том числе, субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Также согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.07.2015 N Д28и-2044 в соответствии с функционалом официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) при размещении информации на официальном сайте преимущества, предусмотренные частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе (ограничения, предусмотренные статьей 30 Закона о контрактной системе), указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества.
Таким образом, установление Заказчиком требования об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства в виде преимущества (часть 4 статьи 27 Закона о контрактной системе) соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2.2 В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения N 0302300095817000002 указано: один раз в год.
Заказчиком представлен скриншот с сайта ЕИС, согласно которому из предложенных формулировок при заполнении извещения выбрана наиболее подходящая формулировка.
При этом, в пункте 3.2 муниципального контракта (приложение N2 к документации) установлен срок выполнения работ: в течение 45 дней с момента заключения муниципального контракта. В связи с чем довод о противоречии извещения и документации в указанной части является несостоятельным.
2.3 Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещением N 0302300095817000002 установлены единые требования к участникам закупки (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ).
Согласно разделам 16, 13 Информационной карты аукциона (приложение N1 к документации) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки:
Свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N624, включающее следующие виды работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Следовательно, довод признан необоснованным.
2.4 Довод о том, что в ряде пунктов Технического задания документации установлены требования к показателям товаров, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара, не подлежит рассмотрению, т.к. в жалобе не указаны позиции и наименования товаров, в с которыми не согласен заявитель.
2.5 Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Инструкция по заполнению заявки содержится в Требованиях к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ, входящих в состав Технического задания (приложение N2 к проекту контракта), содержащих показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. На основании изложенного, жалоба ООО "Недра Сибири" является необоснованной.
3.1 Жалоба Заявителя 3 признана необоснованной в силу следующего. Нормы ограничения пороков древесины по позициям 3 "Бруски хвойных пород" не были установлены для пиломатериалов, предназначенных для специального судостроения, предусмотренных пунктами 2.7.1 и 2.7.2 ГОСТ 8486-86.
Согласно пункту 2.2 ГОСТ 8486-86, по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице. Таблица в указанном ГОСТе одна "Нормы ограничения пороков", следовательно, распространяется на все назначения пиломатериалов, предусмотренных в обязательном приложении к ГОСТ 8486-86, в том числе и на строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды.
3.2 Относительно доводов жалобы в отношении использования ГОСТ 2.105-95. "Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам" Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о том, что он распространяет свое действие на проектную и иную конструкторскую документацию, при составлении заявки у участника закупки не может возникнуть заблуждений в отношении предъявляемых требований, заблуждений в отношении числовых значений, указанных прописью.
4. В пунктах 3,4 "Бруски хвойных пород" Требований к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о показателях, которые будут известны только после приобретения данного товара, в частности по порокам и дефектам древесины.
В пункте 1 "Электроды" установлены показатели (временное сопротивление разрыву, минимальное относительное удлинение, минимальная ударная вязкость), значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства
Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок, конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, которые будут известны после его приобретения. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, допущенное нарушение не повлияло на результаты торгов.
Установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе по позиции электроды отклонена одна заявка, вместе с тем, имелись и иные основания для отклонения указанной заявки.
Таким образом, выдача предписания нецелесообразна.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "Недра Сибири"ООО "Асвэл-консалт" необоснованными.
2. Признать жалобуИП Варламовой И.С. обоснованной.
3. Признать МБОУ "Бичурская СОШ N1", МУ "Районное управление образования Администрации МО "Бичурский район" нарушившим требования пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона.
5. По факту выявленных нарушений Закона о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
|
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 6 июля 2017 г. N 04-50/219-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017