Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 июля 2017 г. N 147-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "06" июля 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "06" июля 2017 года.
в присутствии: представителя заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России /__../ (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "ТД "Виал", рассмотрев жалобу N147-03з/2017 ООО "ТД "Виал" по существу, установила: |
03.07.2017 г. в адрес Калужского УФАС Россиипоступила жалоба ООО"ТД "Виал" на положения котировочной документации заказчика - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России при проведении запроса котировок (номер извещения на официальном сайте 0373100068217000532), предметом которого является закупка лекарственных средств.
ООО "ТД "Виал" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в котировочной документации требований, приводящих к ограничению количества участников аукциона.
Заказчиком - ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО"ТД "Виал", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 22.06.2017г.на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение 0373100068217000532о проведении запроса котировок, предметом которого является закупка лекарственных средств.
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении запроса котировок, составляла 346 920, 75 рублей.
Заказчиком по указанному запросу котировок выступало ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России.
Извещением о проведении запроса котировок также установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а именно: 04.07.2017 09:00.
2. В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны, включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
3. Согласно доводам жалобы ООО "ТД "Виал", в документации об аукционе, Заказчиком указаны дополнительные требования к характеристикам закупаемого лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием "Транексамовая кислота": "Показания: хирургические вмешательства при системной воспалительной реакции (сепсис, шок различной этиологии и другие критические состояния). Возможность применения одновременно с препаратами протромбинового комплекса (факторы свертывания кровиII, VII, IX и X в комбинации) или антиингибиторным коагулянтным комплексом. Таким образом, по мнению Заявителя жалобы,описание объекта закупки не позволяет предложить участникам закупки взаимозаменяемый в рамках одного МНН лекарственный препарат, что не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 64 и пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системеи таким требованиям в совокупности не соответствует ни один из зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств.Кроме того, Заявитель отмечет, что им был проведен анализ инструкций по применению зарегистрированных лекарственных средств и установлено, что лекарственный препарат торгового наименования "Транексам" производства ЗАО "Мир-Фарм", Россия в инструкции по медицинскому применению препарата Транексам, размещенной в ГРЛС отсутствуют показания к применению указанного препарата с факторами свертывания крови (IX, II, VII, X) без ограничений.
В ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что Заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
Требования аукционной документации к поставляемому товару установлены исходя из потребностей Заказчика и являются существенными для него. Закупка лекарственного препарата МНН: Транексамовая кислота выделена в отдельный лот, что позволяет Заказчику в техническом задании устанавливать важнейшие и терапевтические значимые характеристики.
В техническом задании аукционной документации, Заказчиком установлены требования к товару: МНН: Транексамовая кислота, раствор для внутривенного введения 50 мг/мл, 5 мл (фасовка - N10). Показания: хирургические вмешательства при системной воспалительной реакции (сепсис, шок различной этиологии и другие критические состояния). Возможность применения одновременно с препаратами протромбинового комплекса (факторы свертывания крови II, VII, IX и X в комбинации) или антиингибиторным коагулянтным комплексом. Условия хранения: хранить при температуре до 25 0С.
Согласно пояснениям представителя заказчика формулировка "Возможность применения одновременно с препаратами протромбинового комплекса (факторы свертывания крови II, VII, IX и X в комбинации) или антиингибиторным коагулянтным комплексом" не означает, что в инструкции по применению это будет указано.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, лекарственные препараты назначаются строго в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения.
Заказчик самостоятельно определяет параметры и характеристики товара, удовлетворяющие его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323- ФЗ), являющегося первичным законодательным актом Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, в целях исполнения которого осуществляются государственные закупки лекарственных средств, нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку лекарственных средств, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций.
Заявитель, оспаривая данные положения котировочной документации по формальным основаниям, в заявлении не указал, каким образом изложение спорных характеристик "возможность применения одновременно с препаратами протромбинового комплекса (факторы свертывания крови II, VII, IX и X в комбинации) или антиингибиторным коагулянтным комплексом" препятствует ему участвовать в закупке.
Исходя из положений части 1, части 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ обязанность доказывания нарушенных прав и законных интересов возложена на Заявителя жалобы.
Вышеуказанные доводы, изложенные в жалобе ООО "ТД "Виал" документально не подтверждены, опровержение доводов и доказательств Заказчика на рассмотрение жалобы Заявителем также не представлено.
Соответственно, Заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов участников закупки рассматриваемыми положениями документации. Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
При таких обстоятельствах, факт ограничения количества участников закупки Комиссией Калужского УФАС России не установлен.
Таким образом, в данном случае установление Заказчиком дополнительных требований к характеристикам закупаемого лекарственного препарата МНН Транексамовая кислота: "одновременно с препаратами протромбинового комплекса (факторы свертывания крови II, VII, IX и X в комбинации) или антиингибиторным коагулянтным комплексом" не ограничивает участников закупки и не противоречит норма Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "ТД "Виал", в п. 2.7.5 проекта Контракта указано: В случаях, предусмотренных пунктом 2.9 Контракта, оплата поставляемого товара (партии товара) производится в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления Заказчику от Поставщика денежных средств в счет уплаты в полном объеме начисленной и выставленной Заказчиком неустойки (штрафа, пени) и (или) возмещения Поставщиком убытков, согласно предъявленным Заказчиком требованиям, на основании подписанных Заказчиком товарных накладных и представленных Поставщиком счета и счета-фактуры.
Следовательно, в случае признания победителем электронного аукциона участника - субъекта малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, вышеуказанный пункт Контракта будет противоречить ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснения представителя заказчика вышеуказанный запрос котировок проводился не для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, срок оплаты Заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта составляет 30 (тридцать) дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального законаот 05.04.2013 N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода заявителя жалобы.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО"ТД "Виал" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__../ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__../ |
|
___________________ |
/__../ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 6 июля 2017 г. N 147-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017