Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 5 июля 2017 г. N 142/2017
Резолютивная часть объявлена 05 июля 2017 г. Изготовлено в полном объеме 10 июля 2017 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
|
... |
член Комиссии, |
||
... |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, заявитель) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела) |
||
Заказчик |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Советская средняя общеобразовательная школа N1" Советского района Курской области (далее - МКОУ "Советская средняя общеобразовательная школа N1" Советского района Курской области, заказчик) |
||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ..., ... (по доверенности) представлены документы, удостоверяющие личность |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0344300001117000001 |
||
Объект закупки |
завершение работ по организации строительства объекта: "Советская средняя общеобразовательная школа N 1 в п. Кшенский, по ул. Заводская, 7 (реконструкция)" |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
31 879 270 руб. 00 коп. |
||
Доводы жалобы: По мнению заявителя, документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."): 1. В нарушение требований п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. 2. В нарушение требований ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" п.18 технического задания аукционной документации заказчика содержит требования к используемому при выполнении работ товару ("грунтовка"), значения показателей которого могут быть известны только после проведения определенных испытаний. 3. В нарушение требований ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" аукционная документация заказчика не содержит проектно-сметной документации в полном объеме. 4. В аукционной документации заказчиком установлены противоречивые требования к сроку действия обеспечения исполнения контракта.
Доводы возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле: Представители заказчика в ходе рассмотрения дела возражали против доводов жалобы заявителя, а также сообщили, что, согласно сведениям единого реестра членов СРО, ООО "Перспектива" не имеет свидетельства о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, выданного саморегулируемой организацией, а также Общество не является членом СРО. В связи с чем, допущенные заказчиком нарушения требований п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" не могли повлиять на права и законные интересы заявителя.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия УСТАНОВИЛА: В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0344300001117000001, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 13.06.2017 г.; - дата окончания подачи заявок - 29.06.2017 г.; - на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.06.2017 г., участник закупки с порядковым номером заявки 1 был допущен единой комиссией заказчика к участию в электронном аукционе и признан участником электронного аукциона. Участнику закупки с порядковым номером заявки 2 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе; - согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.07.2017 г., единой комиссией заказчика было принято решение о соответствии заявки с порядковым номером 1 (ООО "Курсктехнострой") требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_"; - запросов о разъяснении положений документации об электронном аукционе от участников закупки в адрес заказчика не поступало. На дату рассмотрения дела контракт с победителем электронного аукциона не заключен.
1. В силу п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе_", указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_". Согласно ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_". Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", в случае отсутствия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не устанавливаются. В случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, предусмотренных предметом закупки, в извещении, аукционной документации заказчиком должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию. В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указано о наличии требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, предусмотренных предметом закупки. В разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)". Вместе с тем, п.п.1.1 п.11 "Требования к участникам закупки, установленные Заказчиком" информационной карты аукционной документации содержит требования к участникам закупки, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_": "1.1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: -Участник закупки должен представить свидетельство СРО (копию), содержащее допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" (с учетом соблюдения норм части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ)". Кроме того, в п.15 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о наличии в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие требованиям (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ): - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки: Участник закупки должен представить свидетельство СРО (копию), содержащее допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в соответствии с "Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" (с учетом соблюдения норм части 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ) На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлено заказчиком в аукционной документации, но отсутствует в извещении о проведении электронного аукциона. В нарушение п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе_" в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком не указан исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить участникам закупки для подтверждения соответствия обязательному требованию законодательства РФ.
2. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки. Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. Аналогичное требование установлено заказчиком в п.15 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации. Также установлено, что характеристики и показатели основных товаров, используемых при завершении работ по строительству (реконструкции) объекта, установлены в разделе V "Техническое задание" аукционной документации. Кроме того, в разделе V "Техническое задание" аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе. В позициях 2-16, 19-36 раздела V "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлены требования к характеристикам и показателям основных товаров, используемых при выполнении работ. Как подтверждается материалами дела, соответствие указанных товаров конкретным государственным стандартам заказчиком по указанным позициям раздела V "Техническое задание" аукционной документации не установлено. Вместе с тем, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в аукционной документации заказчика отсутствует, что нарушает требования п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_". Кроме того, как следует из содержания установленных заказчиком требований к характеристикам закупаемых товаров, а также положений ГОСТ, перечисленных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком при описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее"_, становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства. Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе, помимо конкретных показателей товаров, сведений о конкретных показателях характеристик товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром. Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе_" не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.). Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_". Установленные заказчиком требования к характеристикам товаров, а также содержание инструкции по заполнению первых частей заявок, не позволяют однозначно и полно определить требования заказчика к содержанию первых частей заявок, что препятствует формированию участниками электронного аукциона заявок на участие в закупке, а также создает предпосылки к неравнозначной, произвольной и субъективной оценке членами комиссии заказчика заявок участников электронного аукциона.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. В силу ч.1 ст.743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Согласно ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом, согласно ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Отсутствие в аукционной документации функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе, отсутствие в составе аукционной документации полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению контракта. На заседании Комиссии представители заказчика сообщили, что в ЕИС проектная документация не была опубликована, вместе с тем, проектная документация имеется у заказчика в полном объеме. Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что проектная документация не размещена заказчиком в ЕИС в составе аукционной документации. Таким образом, действия заказчика, не разместившего в составе аукционной документации проектную документацию, не соответствуют требованиям п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_" и нарушают требования п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
4. Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, требования к обеспечению исполнения контракта, установленные заказчиком в аукционной документации, не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе_". Довод жалобы заявителя является необоснованным.
Учитывая, что за разъяснениями положений документации об электронном аукционе к заказчику запросов от участников закупки не поступало, на участие в электронном аукционе подано 2 (две) заявки, допущенные заказчиком нарушения ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." не повлияли на законные права и интересы участников закупки, Комиссией принято решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Советская средняя общеобразовательная школа N1" Советского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. 2. Признать заказчика - Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Советская средняя общеобразовательная школа N1" Советского района Курской области нарушившим требования ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. 3. В связи с тем, что допущенные заказчиком - Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Советская средняя общеобразовательная школа N1" Советского района Курской области нарушения требований ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлекли нарушения законных прав и интересов участников закупки, предписание об устранении допущенных нарушений заказчику не выдавать. 4. Передать материалы дела N142/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 5. Передать материалы дела N142/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. | |||
Председатель Комиссии |
_
|
||
Члены Комиссии |
_ |
||
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 5 июля 2017 г. N 142/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017