Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 1394/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев делам NN 1393/03, 1394/03 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300013017000070 "Реконструкция автомобильной дороги "х. Верхний Митякин - х. Красновка в Тарасовском районе Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей в присутствии представителя Заявителя-2 (Гайворонского А.А.), представителей Заказчика (Плешаковой О.А., Галушкина Д.С.), в отсутствии представителя Заявителя-1 и представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300013017000070 от 13.06.2017 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 204 812 990,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.06.2017 года в 08 часов 30 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2, Заказчик при описании объекта закупки установил избыточные требования к товарам болты и краски масляные. В качестве примера избыточных требований Заявитель-2 указа: "поверхность болтов должна быть чистой, без следов коррозии и механических повреждений", краски масляные должны представлять собой, состоящую из соответствующего пигмента".
Внеплановой проверкой установлено, что указанные требования соответствуют действующим государственным стандартам на данные товары, не создают дополнительных сложностей при заполнении заявки. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2, Заказчик в Техническом задании не указал конкретные ГОСТ, которым должны соответствовать товары и материалы, используемые при выполнении закупаемых работ, не сопоставил каждый ГОСТ с показателями технических характеристик конкретных поставляемых товаров, что, по мнению Заявителя-2, нарушает п.2 ч.1 ст.33 Закона.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Внеплановой проверкой установлено, что в Инструкции по заполнению заявки (п.26 Информационной карты документации об аукционе) Заказчик установил, в том числе, следующее: Участник должен учитывать, что показатели товара установлены с учетом требований, предусмотренными техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (действующих на территории Российской Федерации ГОСТ, ГОСТ Р, ГОСТ Р ИСО).
В жалобе Заявитель-2 не указывает, что ГОСТ, использованные Заказчиком при подготовке Технического задания являются недействующими или не распространяются на товары, подлежащие использованию при выполнении закупаемых работ. Статья 33 Закона не содержит требования об указании номеров ГОСТ в каждой позиции Технического задания при описании конкретного товара. Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалоб Заявителя-1, Заявителя-2, Заказчик, разместив аукционную документацию в формате pdf, нарушил требования Закона.
В соответствии с ч.4 ст.4 Закона информация, содержащаяся в Единой информационной системе (ЕИС), является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Согласно ч.2 ст.65 Закона документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее -Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
ФАС России в Письме от 16.11.2016 N ИА/79173/16, в частности, отмечает: информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя (гипертекстовый формат), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Документация об аукционе, в том числе, описание объекта закупки, в котором указаны минимальные и максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, используемые для определения эквивалентности товаров и определения соответствия товаров потребности Заказчика, подлежащие обязательному включению в состав первой части заявки на участие в аукционе - Приложение N 1 к ТЗ - Требования к качественным, техническим характеристикам товара, его эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные ведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе (Техническое задание) размещены на официальном сайте в графическом формате.
Внеплановой проверкой установлено, что информация, содержащаяся в Техническом задании, размещена в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска отдельных фрагментов, в том числе, в виде текста и рисунков, например:
Однако данные сведения необходимы для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, Техническое задание документации об аукционе, размещенное Заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, что является нарушением ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчик в извещении о проведении закупки и в документации об аукционе указал различные требования к размеру обеспечения заявок.
Согласно п.7 ст.42 Закона Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, следующая информация: "размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона N0158300013017000070 от 13.06.2017 года Заказчик указал следующее:
Размер обеспечения заявок |
10240649.50 |
В силу ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать в т.ч. информацию, указанную в извещении о проведении закупки.
Однако в п.27 Информационной карты документации об аукционе Заказчик указал: размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе установлен в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2 048 129,90 рублей (два миллиона сорок восемь тысяч сто двадцать девять рублей 90 копеек).
Исходя из вышеизложенного, указав различные сведения о размере обеспечения заявок в документации об аукционе и в извещении о проведении аукциона, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Согласно доводам Заявителя-2, Заказчик установил в Техническом задании требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, с нарушением положений Закона - ограничил возможность участия в закупки участникам, не имеющим в наличии поставляемый товар.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Также пункт 2 части 1 статьи 64 Закона предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Согласно положениям ст.66 Закона для участия в электронном аукционе участник закупки подает заявку, состоящую из двух частей. Первая часть такой заявки должна содержать конкретные показатели товаров, предполагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
При этом, ч. 4 ст. 67 Закона, определяя порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, возлагает на аукционную комиссию обязанность по проверке соответствия предложенных участниками закупки товаров требованиям документации. В случае, несоответствия предложения участника аукциона о товарах требованиям документации, такому участнику аукционная комиссия отказывает в допуске к участию в аукционе, и как следствие указанный участник лишается возможности претендовать на заключение контракта, путем снижения начальной цены контракта.
Процесс подготовки участника закупки к участию в аукционе состоит из следующих этапов:
изучение документации об аукционе - ознакомление с условиями контракта, анализ требований к используемым материалам;
подготовкой предложения о товарах, с учетом характеристик, указанных в документации - выбор товаров, соответствующих требованиям документации об аукционе, перечисление характеристик таких товаров.
Следовательно, создание необоснованных препятствий для совершения указанных выше действий участника по подготовке заявки, способствует созданию дополнительных, не связанных с удовлетворением потребности заказчика, условий для отклонения заявок участников закупки, что имеет своим последствием ограничение круга участников закупок.
Исполнение требований указанных норм должно быть направлено на достижение целей законодательства о контрактной системе, установленных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов, на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Согласно ч.2 ст.8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Объектом настоящего аукциона является реконструкция автомобильной дороги.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил требование об указании в заявках конкретных показателей поставляемых товаров:
Участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе указывает конкретные показатели предлагаемых к поставке товаров (материалов, оборудования), подлежащих использованию в ходе выполнения работ, соответствующих требованиям к характеристикам и значениям показателей, предусмотренным в Техническом задании (в том числе в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе), для определения соответствия потребностям заказчика и/или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ материала, оборудования с учетом требований настоящей инструкции и правил русского языка.
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указание конкретных значений показателей товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся предметом аукциона.
Так, например, по товару "болты", участник в заявке должен, в том числе сделать предложение по показателям: твердость по Роквеллу может быть в пределах от 79 до 99,5 HRB, твердость по Роквеллу может быть в пределах от 22 до 39 HRC.
Применительно к приведенному товару конкретные значения указанных показателей возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции.
Так, например, согласно п.9.9.3 "ГОСТ ISO 898-1-2014. Межгосударственный стандарт. Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы" (введен в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2015 N 610-ст):
Испытание на твердость по Роквеллу следует проводить по ISO 6508-1.
9.9.4 Процедура испытания
9.9.4.1 Общие положения
Крепежные изделия, используемые для испытания на твердость, должны быть в состоянии поставки.
9.9.4.2 Определение твердости на поперечном срезе в резьбовой части.
Примечание - Термин "твердость сердцевины" обычно используют для определения твердости данным методом испытания.
Поперечный срез должен быть выполнен с отступом 1d от конца резьбы, и поверхность должна быть соответственно подготовлена.
Измерение твердости следует выполнять в области между осью и половиной радиуса (см. рисунок 8).
1 - ось крепежного изделия; 2 - область половины радиуса
сечения (радиус 0,25d)
Рисунок 8 - Область половины радиуса сечения
для определения твердости
9.9.4.3 Определение твердости на поверхности
Твердость должна быть определена на плоских поверхностях головки, на конце крепежного изделия или на гладкой части стержня после удаления любого покрытия и после соответствующей подготовки испытательного образца.
Данный метод может быть использован для периодического контроля.
В силу п.4.8 "ГОСТ 9013-59 (СТ СЭВ 469-77, ИСО 6508-86). Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу" (утв. Госстандартом СССР 04.02.1959) число твердости по Роквеллу определяется по шкале индикатора или показателя цифрового отчетного устройства с округлением до 0,5 единицы твердости.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий этот товар в наличии.
Аналогичные требования установлены Заказчиком и по другим товарам, например: масло индустриальное, битумная кровельная горячая мастика, проволока, олифа, столбики сигнальные, бетон.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению материала, используемого при выполнении строительных работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товары (материалы), требования к которым установил Заказчик, а планирующих закупить их в случае заключения контракта на реконструкцию тренировочной площадки.
Согласно Решению Верховного Суда РФ от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, Закон не содержит норм, которые обязывали бы участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, а также норм, обязывающих участников закупки подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Правила описания объекта закупки заказчиком определены в статье 33 Закона. В частности, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1).
Согласно части 2 этой же статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Закон не допускает установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к таком участию (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона).
Нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что, установив требование к указанным выше показателям товаров, возложив на участника обязанность представить в заявке конкретное значение таких показателей, заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 20.04.2017 по делу NА53-19097/2016.
Кроме того, такие требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, ее соответствие документации, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в данной заявке.
Аналогичные нарушения ч.1 ст. 64 Закона при составлении Заказчиком Технического задания ранее уже были установлены в ходе проведения внеплановых проверок данной закупки при рассмотрении жалоб ООО "Дорога" на действия Заказчика, что отражено в решениях Комиссии Ростовского УФАС России по делу N695 от 10.04.2017 года и в решении по делу N1054 от 18.05.2017 года.
В соответствии с ч.2 ст.110.2 Закона Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в том числе:
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог;
25. Работы по обустройству автомобильной дороги.
В п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Учитывая, что предметом аукциона является реконструкция автодороги, Заказчик обязан включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству из числа видов работ, утвержденных названным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту.
В п.43 Информационной карты документации об аукционе Заказчик указал:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, Подрядчик обязан самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту выполнить виды и объемы работ, указанные в Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении эти работы должны составлять не менее 15 процентов цены Контракта.
В течении 10 календарных дней с момента подписания контракта, Подрядчик обязан представить Заказчику конкретные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, в документацию об аукционе Заказчиком не включены.
Таким образом, Заказчик нарушил п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКФ "Амина" обоснованной
2. Признать жалобу ООО "КДК Строй" частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.4 ст.4, ч.1 ст.64 Закона, п.2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 июня 2017 г. N 1394/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017