Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2017 г. N 44-2764/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15977/17 от 28.06.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации и ремонту помещений N 115, 211, 205 в здании по адресу: 18-я линия В.О., д. 1, лит. А (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.05.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200180317000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 775 158,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении излишних требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые являются избыточными и не могут определять потребности Заказчика. Кроме того, податель жалобы указал на наличие в составе документации требований к товарам, которые не могут относиться к предмету рассматриваемой закупки. Также Заявитель указал на то, что из содержания конкурсной документации по ряду позиций невозможно определить, какие характеристики являются наилучшими для Заказчика.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Заказчиком, в пп. 3.2.2. Подраздела 11.2.Раздела 11 Части II документации о закупке по критерию "Функциональные, потребительские свойства товара, используемого при выполнении работ" установлено следующее:
"Для получения максимального балла по показателю "функциональные, потребительские свойства товара, используемого при выполнении работ" участник закупки предлагает улучшенные показатели функциональных, потребительских свойств товара. Показатель товара признается улучшенным, если по установленному в приложении N 3 к Техническому заданию показателю функциональных, потребительских свойств товара участником закупки предложено лучшее по сравнению с другими участниками значение показателя функциональных, потребительских свойств товара.
Свойства товара, которые могут быть улучшены (в единицах, согласно приложению N3 к техническому заданию):
- морозостойкость
- гарантийный срок хранения (срок хранения)
- срок годности
- временное сопротивление
- сопротивление изоляции".
Согласно доводам жалобы Заявителя, документация о закупке не содержит уточнения, что является улучшением показателей.
Вместе с тем, в пп. 3.2.2. Подраздела 11.2.Раздела 11 Части II документации о закупке установлено: "Под улучшенными понимаются показатели, значения которых более минимальных значений".
Однако, документация о закупке при описании критерия "Функциональные, потребительские свойства товара, используемого при выполнении работ" содержит следующее положение: "В случае если ГОСТ указывает на определенное значение свойства товара, которое может быть улучшено, такое свойство может не соответствовать ГОСТ в сторону улучшения".
Таким образом, инструкцией по заполнению заявки порядок представления улучшенных характеристик определен таким образом, что лучшим предложением будет являться наибольшее числовое значение показателя вне зависимости от реальных потребительских свойств товара, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части жалобы Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в рассматриваемом конкурсе и ограничения количества участников рассматриваемой закупки.
3. В результате внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, устанавливающей принципы обеспечения конкуренции, предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона; в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе также предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 27 Правил оценки, показателями не стоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком установлен следующий порядок оценки порядок оценки заявок по критерию "Деловая репутация":
"Оценивается деловая репутация, заработанная участником конкурса при осуществлении предпринимательской деятельности в области сохранения объектов культурного наследия, определяемая как объем выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, выраженный в рублях.
Деловая репутация | |
Объем выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. |
Баллы
|
S |
100 |
500 млн. руб. |
50 |
250 млн. руб. |
25 |
120 млн. руб. |
12 |
S < 120 млн. руб. |
0 |
Деловая репутация участников оценивается в соответствии с представленными данными о деятельности участника по сохранению объектов культурного наследия за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 гг. Данные предоставляются в виде заполненных форм тома 2 конкурсной документации с приложениями".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к периоду выполнения работ - с 01.11.2016 по 31.12.2016 не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто оказывал аналогичные услуги в более ранние периоды времени. Установление такого ограниченного и короткого срока ограничивает количество участников закупки, создавая преференции тем участникам, кто оказывал соответствующие услуги только за прошедший год.
Таким образом, в данной части порядок оценки конкурсных заявок установлен Заказчиком в нарушение требований ч. 8 ст. 32 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Подряд" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32 и п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика не выдавать в связи с ранее выданным предписанием по делу N 44-2730/17.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2017 г. N 44-2764/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017