Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2017 г. N 44-2795/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя СПб ГУП "Горэлектротранс" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 16195-ЭП/17 от 03.07.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на комплекс работ по разборке трамвайной линии на пр. Наставников от пр. Косыгина до Ириновского пр.; на Рябовском шоссе от ул. Коммуны (без разворотного кольца) до конечного пункта "Ржевка", включая конечный пункт "Ржевка" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0572200002817000087. Начальная (максимальная) цена контракта - 30 240 192,80 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на опубликование на официальном сайте единой информационной системы извещения о проведении закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно Части II (подпункт 1.6.2.1 части I) документации о закупке Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Согласно Части II (подпункт 1.6.3 части I) документации о закупке Заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно печатной форме извещения о проведении закупки, опубликованной Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы Заказчиком указано, в том числе, следующее: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Дополнительная информация к требованию отсутствует. 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Таким образом, извещение о проведении закупки не содержит требования к участникам закупки на основании с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе в соответствии с положениями документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указал на установление срока окончания подачи заявок на участие в аукционе не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 18.06.2017, дата окончания подачи заявок - 03.07.2017.
Согласно доводу жалобы в соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, следовательно, течение срока начала подачи заявок начинается на следующий день после опубликования извещения, т.е. 19.06.2017.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Таким образом, течение срока подачи заявок начинается с даты и времени опубликования на официальном сайте единой информационной системы извещения о проведении закупки.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров, что противоречит ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Части II (подпункт 3.1.3 части I) документации о закупке Заказчиком установлены следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе: "Заказчик устанавливает обязательное требование о предоставлении участником закупки согласия участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.".
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено следующее:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, согласно нормам ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ установление в документации о закупке требований к первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе является правом, а не обязанностью Заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Сметная документация, опубликованная Заказчиком в составе документации о закупке содержит показатели, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, позволяющие определить потребность Заказчика. При этом участники закупки в составе первой части заявки предоставляют только согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями документации.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное, по его мнению, установление в проекте контракта положения о предоставлении победителем закупки счета-фактуры в случае, если к победителю закупки применяется упрощенная система налогообложения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных ст. 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со ст. 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно п. 2.4 проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ являются надлежащим образом оформленные справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), подписанные Подрядчиком и Заказчиком, с приложением счета и счета-фактуры.".
Согласно доводам Заявителя в соответствии с п. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по составлению счетов-фактур возложена на плательщиков налога на добавленную стоимость, реализующих товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, что влечет, по мнению Заявителя, нарушение прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. ж) ч. 2 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в графе 7 счета-фактуры - налоговая ставка по операциям, указанным в п. 5 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации, вносится запись "без НДС".
В соответствии с п. 5 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной в части довода об опубликовании извещения о проведении закупки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 июля 2017 г. N 44-2795/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2017