Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июля 2017 г. N рз-1333-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Картунова Г.М., Битюцкая Я.Г.
от ООО "Скорость" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Грачевская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300020717000072 "Капитальный ремонт помещений Спицевской участковой больницы (сантехнические работы)".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0321300020717000072 "Капитальный ремонт помещений Спицевской участковой больницы (сантехнические работы)" не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика, пояснили следующее:
Документация электронного аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Скорость", Комиссией установлено следующее:
В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения о химическом составе товара и показатели результатов испытания таких товаров.
Позиция N1. "Раствор готовый"
"Норма подвижности по погружению конуса"
"Водоудерживающая способность"
"Расслаиваемость"
П.п. 6,6, 6.9 ГОСТ 28013-98 установлено:
Подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802.
Прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели, возможно определить только по результатам испытаний.
Позиция N2. "Кирпич керамический"
"Средняя плотность", "Водопоглощение" - определяется методом испытаний по ГОСТ 7025-91 "Кирпич и камни керамические и силикатные. Методы определения водопоглощения, плотности и контроля морозостойкости"
"Наименьший предел прочности при сжатии и при изгибе отдельного образца" - определяется методом испытаний по ГОСТ 8462-85 "Материалы стеновые. Метод определения пределов прочности при сжатии и изгибе"
"Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии" - определяется методом испытаний по ГОСТ 26254-84 "Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций"
"Количество циклов переменного замораживания и оттаивания не более 100", ранее было установлено требование по этой же позиции "Морозостойкость выше F35" - определяется методом испытаний по ГОСТ 7025-91 "Кирпич и камни керамические и силикатные. Методы определения водопоглощения, плотности и контроля морозостойкости"
"Удельная эффективность естественных радионуклидов" - определяется методом испытаний по ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов (с Изменениями N 1, 2)"
Позиция N4. "Бетон тяжелый"
"Содержание оксида серы"
"Прочность цемента на сжатие в возрасте 2(7) суток", "Прочность цемента на сжатие в возрасте 28 суток" - определяются методом испытаний по ГОСТ 18105-2010 "Бетоны. Методы контроля и оценки прочности"
"Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе", "Содержание пылевидных и глинистых частиц в крупном заполнителе" - определяются методом испытаний по ГОСТ 8269.0-97 "Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний"
Позиция N7. "Олифа комбинированняя"
"Цвет по йодометрической шкале" - определяется методом испытаний по ГОСТ 5475-69 "Масла растительные. Методы определения йодного числа".
"Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 _ 0,5) оС" - в самом требовании к материалу, указано, что данная характеристика определяется по вискозиметру типа ВЗ-246.
"Прозрачность по отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 _ 2) оС" - определяется методом испытаний по ГОСТ 5472-50 "Масла растительные. Определение запаха, цвета и прозрачности (с Изменением N 1)".
"Массовая доля нелетучих веществ" - определяется методом испытаний по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих, нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ (с Изменениями N 1-3)"
Позиция N9. "Щебень".
"Потеря массы при испытании щебня по дробимости", "Потеря массы после испытаний замораживание-оттаивание" - в самих требованиях указано, что сведения по ним возможно предоставить только после проведения испытаний.
Позиция N10. "Краска масляная"
"Массовая доля летучего вещества", "Массовая доля пленкообразующего вещества" - определяются методом испытаний по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих, нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ (с Изменениями N 1-3)"
"Время высыхания до степени 3 при температуре (20_2)оС" - определяется методом испытаний по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)"
"Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0_0,5)оС" - в самом требовании к материалу, указано, что данная характеристика определяется по вискозиметру ВЗ-246 (или ВЗ-4).
Позиция N12. "Прокат арматурный свариваемый периодического профиля"
"Предел текучести", "Относительное удлинение", "Временное сопротивление", "Отношение временного сопротивления к пределу текучести" - определяется методом испытаний по ГОСТ 6996-66 (ИСО 4136-89, ИСО 5173-81, ИСО 5177-81) "Сварные соединения. Методы определения механических свойств (с Изменениями N 1, 2, 3, 4)"
"Прокат должен выдерживать одно из следующих испытаний:
- однократный изгиб в холодном состоянии до угла 180° вокруг оправки с диаметром не менее 42 мм;
- изгиб до угла не менее 90° с последующим разгибом на угол не менее 20° вокруг оправки диаметром не более 8dн (dн - номинальный диаметр)." - в данных требованиях, Заказчик изначально устанавливает, что участник на момент подачи заявки, уже должен провести указанные выше испытания, для того, чтобы предоставить достоверные сведения, что противоречит федеральному закону о контрактной системе.
Позиция N21. "Растворитель"
"Массовая доля воды по Фишеру" и "Летучесть по этиловому эфиру" - определяются методом испытаний по ГОСТ 18188-72 "Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия (с Изменениями N 3-7" Пункт 3. Методы испытаний.
Позиция N22. "Пропан-бутан технический"
"Объемная доля жидкого остатка при 20оС", "Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы" и "Массовая доля сероводорода" - каким образом, участник должен на момент подачи заявки, не имея данный товар в наличии и не являясь производителем данного товара, предоставить данные сведения - это не представляется возможным.
Позиция N24. "Грунтовка"
"Условная вязкость по ВЗ-4, сопло 4 мм при температуре от 19,5°С до 20,5°С" при температуре (20,0_0,5)оС" - в самом требовании к материалу, указано, что данная характеристика определяется по вискозиметру ВЗ-4.
"Степень разбавления грунтовки растворителем"
"Массовая доля нелетучих веществ" - определяется методом испытаний по ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия (с Изменениями N 1, 2)" Пункт 3.3.
"Степень перетира, мкм" - определяется методом испытаний ГОСТ 6589-74 "Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира прибором "Клин" (гриндометром) (с Изменениями N 1, 2)"
"Время высыхания до степени 3 при (105_5) °С", "Время высыхания до степени 3 при (20_5) °С" - определяется методом испытаний по ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)"
"Эластичность пленки при изгибе" - определяется методом испытаний по ГОСТ Р 50500-93 (ИСО 6860-84) "Лаки и краски. Испытания на изгиб (конически стержень)"
"Прочность пленки при ударе по прибору У-1" - в самом требовании к материалу, указано, что данная характеристика определяется по прибору У-1.
"Твердость пленки по маятниковому прибору М-3" - в самом требовании к материалу, указано, что данная характеристика определяется по маятниковому прибору М-3.
"Стойкость покрытия к статическому действию 3 %-ного раствора хлорида натрия" и "Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20_2) °С" - определяются методом испытаний по ГОСТ 9.403-80 (СТ СЭВ 5260-85) "Единая система защиты от коррозии и старения (ЕСЗКС). Покрытия лакокрасочные. Методы испытаний на стойкость к статическому воздействию жидкостей (с Изменением N 1)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, данные доводы заявителя обоснованны, в части остальных доводов жалобы - действия заказчика не нарушают требований действующего законодательства.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГБУЗ СК "Грачевская районная больница" установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступила 1 заявка от участников закупки (данная заявка допущена), нарушения допущенные заказчиком не повлияли на результат рассмотрения заявок.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия заказчика - ГБУЗ СК "Грачевская районная больница" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300020717000072 "Капитальный ремонт помещений Спицевской участковой больницы (сантехнические работы)" - частично-обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "Грачевская районная больница" нарушившим требования ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июля 2017 г. N рз-1333-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2017