Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июля 2017 г. N рз-1342-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ньорба Е.А, Иващенко В.В.
от ИП Щербинин И.А. - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Щербинин И.А. на действия заказчика - Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0121300029617000019 "Комплексная спортивно-игровая площадка в с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация электронного аукциона N 0121300029617000019 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Рассмотрев доводы жалобы ИП Щербинин И.А., Комиссией установлено следующее:
1. В извещении об осуществлении закупки заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки на основании части 2 и части 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ:
Требования к участникам:
"_5 Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
6 Требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
7 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к требованию отсутствует
8 Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует_".
Согласно части 4 статьи 31 Закона N44-ФЗ: В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N99 установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно Приложения 1 к данному Постановлению. Заказчик разместил закупку на выполнение работ под кодом ОКПД2 42.99.12.110, начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 800 000,00 рублей, т.е. закупка не соответствует требованиям установленным в Постановлении Правительства РФ от 04 февраля 2015 г. N99. Таким образом, Заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступили 4 заявки от участников закупки (4 заявки допущены), нарушения допущенные заказчиком не повлияли на результат рассмотрения заявок.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчик в части 9 "Ответственность сторон" проекта контракта устанавливает конкретные величины в виде фиксированной суммы штрафа:
"9.3. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063:
2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
что составляет 70000,00 (Семьдесят тысяч) руб."
_"9.6. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается Контрактом в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 г N 1063:
10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
что составляет 280000,00 (Двести восемьдесят тысяч) руб."
В соответствии с пунктом 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063): "Размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта..".
Если учитывать, что на стадии подачи заявок Заказчик никоим образом не имеет возможности определить цену контракта, то указание конкретных величин в виде фиксированной суммы штрафа в проекте контракта при публикации документации об аукционе в электронной форме является нарушением действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы обоснованны.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. ст. 31; ч. 5,8 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щербинин И.А. на действия заказчика - Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0121300029617000019 "Комплексная спортивно-игровая площадка в с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края нарушившими требования ч. ст. 31; ч. 5,8 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063, в связи, с чем выдать обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Заказчик:
Администрация муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края
356570, Ставропольский край, Арзгир с, ул. П.Базалеева, 2
Заявитель:
ИП Щербинин И.А.
г. Новороссийск, с. Цемдолина, ул. Севастопольская, 2
ПРЕДПИСАНИЕ N 504
по делу N РЗ-1342-2017 о нарушении законодательства о закупках
10.07.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста - эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
На основании своего Решения от 10.07.2017 года по делу N РЗ-1342-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ИП Щербинин И.А. на действия заказчика - Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0121300029617000019 "Комплексная спортивно-игровая площадка в с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края" и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - Администрации муниципального образования Арзгирского сельсовета Арзгирского района Ставропольского края устранить нарушения требований ч. 5, 8 ст. 34 Закона N44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063, в связи с чем:
При заключении контракта ответственность сторон привести в соответствии со ст. 34 и Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063.
Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения по данному делу.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И.Ю. Неботова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 июля 2017 г. N рз-1342-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2017