Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 июля 2017 г. N 740-13039-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
07.07.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу Кушнарёва П.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой район "Волгарь" в Куйбышевском районе г.о. Самара, 7 квартал, 2Б микрорайон. Детский сад" (извещение N 0142200001317006114, начальная (максимальная) цена контракта - 148 975 386,32 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Кушнарёва П.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Жилой район "Волгарь" в Куйбышевском районе г.о. Самара, 7 квартал, 2Б микрорайон. Детский сад" (извещение N 0142200001317006114, начальная (максимальная) цена контракта - 148 975 386,32 рублей).
Согласно доводу Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением норм Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В пункте 4 Требований к материалам установлены следующие требования: "Фланец стальной плоский, тип 01 или 02, исполнение A;B;C;D;E;F, (плоскость; соединительный выступ; шип; паз; выступ; впадина), номинальный диаметр: 65 мм,номинальное давление,: не менее 10 кгс/см2, внутренний диаметр фланца: Не более 78 мм,толщина фланца: Не более 24 мм, наружный диаметр фланца: Не менее 180 мм,межосевое расстояние крепежных отверстий: 145 мм, количество отверстий под крепеж: Не менее 4, должен быть изготовлен из углеродистой; низколегированной; коррозионностойкой стали марок 12X18H10T, 20 или 09Г2С, Температура применения в диапазоне не шире -270...+610 0С. Масса фланца должна составлять: Не более 3,22 кг".
В Инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено следующее требование: "Перечисление значений показателей товаров через союз "или", запятую (при этом перед последним значением показателя в ряду должен стоять союз "или"), точку с запятой или знак "/"(за исключением дробных показателей) означает необходимость выбора одного показателя из ряда разделенного указанным(ми) знаком(знаками).".
Согласно примечанию к рисунку 2 "Исполнение уплотнительных поверхностей" ГОСТ 33259-2015, исполнение A-плоскость применяется только при изготовлении фланцев с номинальным давлением PN1, PN2,5, PN6.
Заказчику требуется фланец с минимальным значением номинального давления PN10.
Заказчиком установлены нестандартные требования к фланцу исполнения A-плоскость, что вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке значения данных показателей, которые будут соответствовать требованиям аукционной документации, но противоречить ГОСТу 33259-2015.
Довод о несоответствии температуры применения стали ГОСТу проверен, показатель соответствует стандартным значениям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно доводу Заявителя Заказчик при составлении аукционной документации установил излишние требования к конкретизации компонентов товара, указанного в пункте 44 Требований к материалам, в составе заявки.
В пункте 44 Требований к материалам установлены следующие требования: "Модуль крупности песка не должен быть более 3 Мк. Плотность зерен должна быть от 2 до 2,8 г/см3. Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм: не более 15%. Содержание зерен крупностью св.10 мм: не должно быть более 5% по массе. Содержание зерен крупностью св.5 мм: не должно быть более 15% по массе. Класс должен быть I;II. Содержание пылевидных и глинистых частиц в песке природном не должно быть более 2% по массе. Содержание глины в комках не должно быть более 0,5% по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть до 740Бк/кг. Песок не должен содержать посторонних засоряющих примесей. Полный остаток песка на сите N 063 не более 65 % по массе, частный остаток песка на сите, % по массе: сито размером 2,5 мм - не более 20%, сито размером 1,25 мм - не более 20%, сито размером 0,63 мм - не более 30%, сито размером 0,315 мм - не более 30%, сито размером 0,16 мм - не более 20%.".
В Инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено следующее требование: "В случае, если при описании значения показателя, используются слова "более", "не более", "менее", "не менее", "крупнее", "мельче", "не крупнее", "не мельче", "максимальное значение", "минимальное значение", "уже", "шире", "равно", то конкретное значение показателя необходимо привести без использованием указанных слов.".
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанные требования Инструкции по заполнению первой части заявки аукционной документации не могут быть исполнены, так как Закон о контрактной системе не обязывает участника иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов.
Указанное нарушение препятствует подготовке заявок на участие в электронном аукционе, о чем свидетельствует жалоба Заявителя.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с утверждением документации об аукционе с нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчик при составлении аукционной документации установил излишние требования к способу производства материала в пункте 55 Требований к материалам, в составе заявки.
В пункте 55 Требований к материалам установлены следующие требования: "рулонный кровельный наплавляемый материал, получаемый путем двустороннего нанесения покровного состава и посыпки на пропитанный битумом кровельный картон. Тип покрытия - с верхней стороны крупнозернистая посыпка, с нижней - пылевидная или полимерная пленка. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: устройство верхнего слоя кровельного ковра. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Разрывная сила при растяжении, кгс, не менее - 34 (факт 40) Водопоглащение за 24 часа, %, не более - 1,5. Масса покровного состава, г/м2, не менее в том числе с нижней стороны - 2100; 1500. Температура хрупкости покровного состава, °С, не выше - -15 °С. Потеря посыпки, г/образец, не более - 3. Гибкость. При испытании на стержне радиусом 25 мм, на поверхности образца не должно быть трещин при t, °С - 5°С. Водонепроницаемость под давлением 0,01 кгс/см2, час, не менее - 72. Теплостойкость в течение 2 часов при t°С, не ниже - +70. Площадь рулона, м2 - 7,5 0,5. Показатели пожарной опасности: Группа горючести Г4 по ГОСТ 30244. Группа воспламеняемости В3 по ГОСТ 30402. Группа распространения пламени РП4 по ГОСТ Р 51032. Способ применения: Рубемаст приклеивается на подготовленное основание путем оплавления покровного слоя с нижней стороны методом сваривания внахлест свободно лежащего материала. Оплавление газовыми или другими горелками.".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, объект закупки определяется в соответствии с потребностями Заказчика.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявителем не предоставлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода.
На основании вышеизложенного, жалоба Заявителя признается необоснованной.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кушнарёва П.А. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 7 июля 2017 г. N 740-13039-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2017